Вопросы итогового междисциплинарного экзамена по психологии 70
Цена, руб.3000
Номер работы15287
ПредметПсихология
Тип работы Ответы на ГОСы
Объем, стр.168
ОглавлениеОбщая психология (1 семестр, раздел «Введение») 5
1. Психология как наука. Ее предмет, основные отрасли и практическое значение. Соотношение научной и житейской психологии. 5
2. Методы психологического исследования и их характеристика 7
3. Изменение представления о предмете психологии в ходе ее исторического развития 8
4.Открытый кризис в психологии, причины кризиса 9
5. Основные направления научной психологии: концепции, представители, предмет изучения. Ассоцианизм, гештальтпсихология, бихевиоризм, гуманистическая психология, когнитивная психология. 10
6. Происхождение и эволюция психики в филогенезе (по А.Н. Леонтьеву). Критерии психического 14
7. Культурно-исторические факторы развития психики человека 16
8. Высшие психические функции человека: их строение, свойства и генезис 17
9. Психологическая теория деятельности и деятельностный подход 19
Общая психология (2 семестр, раздел «Индивидуальность») 20
1.Структура индивидных и личностных свойств человека и их общая характеристика 20
2. Темперамент: характеристика и место в структуре психики, основные теории и современные подходы к изучению (гуморальные, конституциональные, факторные, психофизиологические теории темперамента). 22
3. Сущность, строение и место характера в структуре целостной индивидуальности. Принципы научного характерологического исследования. Факторы формирования характера. Подходы к его классификации. 24
4. Проблема способностей в современной психологии: понятие, структура и подходы к типологии 26
5. Основные проблемы в исследовании мотивации (потребности, мотивы, цели). Основные теории мотивации 27
Теория когнитивного диссонанса Лиона Фестингера: человек стремится к тому, чтобы его система знаний и представлений о мире и о себе самом была согласованной и непротиворечивой. Человек переживает эмоциональный дискомфорт и напряжение (когнитивный диссонанс), когда две мысли (мнения, убеждения, позиции) осознаются им как противоречивые, несовместимые. При возникновении когнитивного диссонанса человек стремится устранить или уменьшить его. 29
Согласно теории каузальной атрибуции (Ф. Хайдер, Х. Келли) человек пытается причинное объяснение его поступков, от характера которого зависят его эмоционально-оценочное отношение к другим, себе, а так же поведение, которое объясняется. 29
6. Индивидуальность в системе психологических категорий. Теории индивидуальности в отечественной психологии 29
7.Основные зарубежные и отечественные теории личности 31
Общая психология (3-4 семестры, раздел «Познавательные процессы») 34
1.Общая характеристика ощущений. Виды и свойства ощущений. Пороги чувствительности 34
2.Восприятие. Свойства образов восприятия. Виды образных явлений. Теоретические представления о механизмах восприятия 35
3. Внимание. Явления внимания и невнимания. Виды и функции внимания 37
4.Память. Виды памяти. Память и эмоции. Память и мотивация 39
5. Мышление. Основные виды и функции мышления. Мыслительные операции 40
6.Эмоции. Виды эмоциональных состояний. Теории эмоций 41
7. Воля. Основные характеристики. Механизмы волевого усилия. 45
8.Воображение. Виды и приемы воображения. Методы исследования воображения. 46
9.Речь. Психологические подходы к изучению речи 47
История психологии 49
1. Античная психология. Атомистическая концепция Демокрита. Идеализм Платона. Трактат Аристотеля «О душе» 49
2. Главная дискуссия в психологии 17 в. Учения эмпиристов Бэкона, Гоббса, Локка и рационалистов Декарта, Спинозы, Лейбница Появление рефлекторной концепции. Врожденные идеи: за и против. 52
3. Возникновение предпосылок становления психологии как самостоятельной науки. Физиология органов чувств (И.Мюллер, Г.Гельмгольц). Появление психометрии (Ф.Дондерс и Г.Гельмгольц) и психофизики (работы Э.Вебера и Г.Фехнера) 55
4. В. Вундт и становление психологии как самостоятельной науки. Основные принципы структурализма; элементы сознания, связи между ними, законы психической жизни. Представления Вундта о воле. Методы эксперимента и интроспекции в школе Вундта 57
5. Эволюция глубинной психологии: сравнение аналитической психологии К. Юнга и индивидуальной психологии А. Адлера. Ключевые положения, важнейшие расхождения. Движущие силы поведения и психического развития. Механизм неврозов и пути их лечения. 60
6.Сравнение Берлинской и Лейпцигской школ гетштальтпсихологии. Понятия гештальта, фигуры и фона, изоморфизма. Основные законы гештальта. Фи-феномен и его интерпретация. Представления гештальтистов о мышлении и его развитии. 62
7. Развитие необихевиоризма. Основные идеи и терминология. Эксперименты Э. Толмена, когнитивные карты, латентное научение. Оперантное научение по Б.Скиннеру, принципы программированного обучения. 64
8. Ключевые идеи гуманистической психологии. Теория черт Г. Олпорта. Сравнение концепций А. Маслоу и К. Роджерса. Логотерапия В. Франкла. 67
9.Когнитивная психология как крупнейшее направление в психологии второй половины 20 в. Работы К. Прибрама, Дж. Миллера и первая когнитивная революция. Концепция У. Найссера. Вторая когнитивная революция и развитие психолингвистики. 70
10. Развитие отечественной психологии в советский период. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского. Теоретические работы С.Л. Рубинштейна. Теория деятельности А.Н. Леонтьева. А.Р. Лурия и становление нейропсихологии. Б.В. Зейгарник и становление патопсихологии. Работы А.А. Смирнова, Б.М. Теплова, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович и их значение. 72
Возрастная психология и психология развития 76
1. Современные представления о предмете психологии развития и возрастной психологии Характеристика возрастной психологии как науки. Предмет и объект возрастной психологии. Разделы возрастной психологии. Теоретические и практические задачи возрастной психологии, ее значение. Возрастная психология и другие отрасли психологической науки. Возрастная психология и другие области науки и культуры. 76
2. Основные понятия психологии развития Соотношение понятий «развитие», «созревание», «факторы развития», «обучение», «онтогенез», «филогенез», «психологический возраст» и др.). 78
3. Стратегии и методы исследования в возрастной психологии Наблюдение и эксперимент как основные методы исследования в психологии развития. Исследовательские стратегии: констатация и формирование. Организация исследования: продольные и поперечные срезы, сравнительные исследования. 79
4. Проблема детерминации психического развития ребенка Постановка важнейших вопросов психического развития детей в донаучный период возрастной психологии (традиции Ж.-Ж. Руссо и Д. Локка). Психическое развитие ребенка и биологический фактор созревания организма. Биогенетическая проблема и идеи рекапитуляции в психологии (С. Холл, К. Бюлер, А. Гезелл и др.). Психическое развитие ребенка: влияние среды. Бихевиористская теория Д. Уотсона о формировании поведения ребенка. Социализация как центральная проблема концепций социального научения. Двухфакторные теории психического развития ребенка (В. Штерн, З. Фрейд, Э. Эриксон и др.). 80
5. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития в зарубежной психологии Прерывность-непрерывность психического развития. Представления о возрастной динамике и периодизации развития в разных психологических школах (в психоанализе, бихевиоризме, теории Ж. Пиаже и др.). 85
6. Психическое развитие с позиций классического психоанализа. З. Фрейда Основные идеи, структура психики и личности. Периодизация психического (психосексуального) развития. Современные психоаналитики о развитии и воспитании детей. 88
7. Психосоциальная теория развития личности Э. Эриксона Основные понятия теории Эриксона: идентичность, кризис, ритуализация, позитивные и негативные качества Эго. Характеристика стадий, возрастов развития. 90
8. Психическое развитие ребенка как развитие интеллекта: концепция Ж. Пиаже Основные направления, понятия и данные исследований интеллектуального развития ребенка в концепции Ж. Пиаже. Ранние исследования Ж. Пиаже. Феномен эгоцентрической речи у дошкольников. Операциональная концепция интеллекта Ж. Пиаже. 94
9.Система ключевых понятий возрастно-психологического анализа онтогенетического развития (по Л.С. Выготскому) «Психологический возраст» как единица анализа детского развития; структура и динамика возраста. Понятия «социальная ситуация развития», «новообразования», «кризис», «стабильные» и «критические» возрастные периоды. 99
10. Периодизация психического развития в детстве по Д. Б. Эльконину Гипотеза Д.Б. Эльконина о чередовании в онтогенезе разных типов ведущей деятельности. Понятие «ведущая деятельность» как показатель психологического возраста ребенка. Современные тенденции в решении проблемы периодизации психического развития (В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова и др.). 100
11. Проблема кризисов психического развития в детстве Понятия «кризис», «стабильные» и «критические» возрастные периоды (по Л.С. Выготскому). Кризисы личностного развития в концепции Э. Эриксона. Сравнительная характеристика кризисов возрастного развития в детстве: кризис новорожденности, кризис 1 года, трех лет, кризис конца дошкольного возраста, кризис подростничества. 103
12. Нормативные (предсказуемые) кризисы взрослости Возрастные кризисы и индивидуальные личностные кризисы. Кризис как «перелом» психического развития и как «переход». Способы преодоления возрастных кризисов. Специфика различных нормативных кризисов взрослости. 106
13.Младенчество как психологический возраст Характерные особенности периода новорожденности. Младенчество как период стабильного развития. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Психологические новообразования младенческого периода. 109
14. Раннее детство как психологический возраст. Социальная ситуация развития ребенка в раннем возрасте. Ведущий тип деятельности. Общая характеристика психологических особенностей ребенка раннего возраста. Психологические новообразования. 110
15. Дошкольное детство как психологический возраст. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте. Ведущая деятельность периода дошкольного детства. Сюжетно-ролевая игра. 112
16. Закономерности психического развития в младшем школьном возрасте: Социальная ситуация психического развития ребенка в младшем школьном возрасте. Ведущая деятельность младшего школьника. Мотивация и структура учебной деятельности. Основные новообразования младшего школьного возраста. 113
17. Задачи развития и психологические особенности подросткового возраста. Кризисный характер подростничества. Представления о ведущей деятельности в подростковом возрасте. Психологические новообразования подросткового возраста. Чувство взрослости как особая форма самосознания подростка. 115
18. Юность как психологический возраст. Возрастные задачи развития в юности. Смена характера развития: от социализации к индивидуализации. Ведущая деятельность. Предварительное самоопределение, построение жизненных планов на будущее как центральное психологическое новообразование юношеского возраста. Критерии достижения взрослости. Предпосылки перехода к новому возрастному периоду. 117
19. Психология зрелости. Взрослость и проблемы психического развития; критика понимания зрелости как «психической окаменелости». Проблема периодизации зрелого возраста. Психологические закономерности развития личности взрослого человека. Понятие нормативного кризиса зрелости. Продуктивные и непродуктивные пути преодоления возрастных кризисов. Развитие интеллекта взрослого человека. Возможности обучения в зрелом возрасте и организация «непрерывного образования». 119
20. Старость как психологический возраст Биологические и социальные критерии и факторы старения. Стереотипные представления о старости и попытки их преодоления в современной психологии. Периодизация процесса старения. Возрастные психофизиологические изменения и особенности высших психических функций. Возможности компенсации и роль личностного фактора в процессе старения. 122
Социальная психология 125
1. Социально-психологические аспекты социализации личности. Понятие, стадии, институты и механизмы социализации личности. Содержание социализации (направленности: социализация и асоциализация; в различных сферах: деятельности, общения и самопознания; широта социализации: количество сфер, к которым смогла приспособиться личность). Виды «локус контроля»: интернальный и экстернальный. Основные стадии процесса социализации. Влияние социально-психологических факторов на социализацию личности. 125
2.Социально-психологическая характеристика личности с отклоняющимся поведением Социально-психологическое понимание отклоняющегося (девиантного) поведения. Типы отклоняющегося поведения (по Р. Мертону). Виды отклоняющегося поведения. Истоки внутреннего конфликта подростка. Особенности отклоняющегося поведения в контактных малых группах. Социально-психологические особенности личности с отклоняющимся поведением. Основные группы правонарушителей. Группы лиц с отклоняющимся поведением (по критерию сформированности потребностей). 130
3. Понятие и виды общения Компоненты структуры общения. Виды общения. Роль невербальных средств в общении. Роль вербальных средств в общении. 139
4.Функции и виды общения. Зависимость функций общения от возраста. Трудности и помехи в развитии общения. Явление «каузальной атрибуции». 140
5. Социально-психологическая характеристика общностей и социальных институтов Понятие и классификация общностей и социальных институтов. Виды общностей и групп. Классификация и функции социальных институтов. Основные виды социальной мобильности. 143
6. Малые неформальные группы, их структура и динамика. Понятие и виды малых неформальных групп. Характеристика малых групп. Возникновение и развитие малой неформальной группы. Развитие малой группы. Структура малой группы. Коммуникативные характеристики малой группы. Формирование групповых норм. Эффект «конформизма». 145
7. Социальная психология семьи. Социально-психологическая классификация и функции семьи. Типы семей. Функции семьи. Факторы, влияющие на стабильность и нестабильность брака. 149
К внутренним фактрам стабильности семьи относятся: 152
1) взаимная любовь там, где она является решающей в выборе супруга; 152
2) чувство долга по отношению к супругам и детям; 152
3) взаимное стремление к продвижению, карьере, благоустроенности; 152
4) забота о совместном жилище, доме, домашнем хозяйстве, забота о детях, разделение труда в этой сфере; 152
5) осознанное или неосознанное желание оправдать ожидания среды, родственников и более широких групп; 152
6) стремление к осуществлению собственных мечтаний и представлений периода обучения; 152
7) возможность гармоничного развития личности и использования брака как средства реализации экспансивных стремлений личности. 152
Внешние фактры - это: 152
1)магические санкции, делающие иногда невозможным развод; 152
2)давление общественного мнения или системы санкций, когда отказывают в признанном положении в обществе людям из распавшихся семей; 152
3)давление экономических условий; 152
4)предъявляемые средой требования заботы о детях. 152
8.Психология больших социальных групп и движений. Признаки больших социальных групп и движений. Теории социальной структуры. Характеристики массовых социально-психологических движений. Формы проявления общественного мнения. 152
9.Социально-психологическая характеристика этнических и религиозных общностей Социально-психологическая сущность этнических общностей. Понятие «этноцентризм». Типы отношений между этническим меньшинством и этническим большинством. Основные элементы религиозных общностей. Основные типы религиозных организаций. 157
10. Психология толпы Социально-психологическая сущность толпы. Исследования психологии толпы в России и за рубежом. Классификация толп. Социально-психологические особенности толпы. Понятия: толпа, масса и публика. Ролевая структура участников толпы. Основные стадии развития групповых эксцессов. 159
Психологическая диагностика 163
1.Сравните проективные методики и тесты интеллекта как два класса методов Чем различаются процедуры проведения? Имеется ли сходства в обработке результатов? В каком виде результаты предъявляются испытуемым (клиентам)? 163
2.Что такое критериально-ориентированное тестирование? Что может служить критерием в КОРТах? Что измеряют КОРТы? 164
3.Диагностика основных свойств нервной системы К какому виду относится эта диагностика – к высокоформализованным методам или к малоформализованным? Почему? Какие свойства нервной системы лежат в основе ИСД (индивидуального стиля деятельности)? 164
4. Диагностика умственного развития Чем отличаются тесты, ориентированные на статистическую норму, от тестов, ориентированных на СПН (социально-психологический норматив)? 165
5.Специфика личностных опросников как метода диагностики Целевое назначение опросников. Характеристика процедуры проведения. Возрастной диапазон применения опросников. 167
Цена, руб.3000

Заказать работу «Вопросы итогового междисциплинарного экзамена по психологии 70»

Ваше имя *E-mail *
E-mail *
Оплата картой, электронные кошельки, с мобильного телефона. Мгновенное поступление денег. С комиссией платежной системы
Оплата вручную с карты, электронных кошельков и т.д. После перевода обязательно сообщите об оплате на 3344664@mail.ru




Нажав на кнопку "заказать", вы соглашаетесь с обработкой персональных данных и принимаете пользовательское соглашение

Так же вы можете оплатить:

Карта Сбербанка, номер: 4279400025575125

Карта Тинькофф 5213243737942241

Яндекс.Деньги 4100112624833

QIWI-кошелек +79263483399

Счет мобильного телефона +79263483399

После оплаты обязательно пришлите скриншот на 3344664@mail.ru и ссылку на заказанную работу.