Риторика, вопросы (50 билетов)
Цена, руб. | 2000 |
Номер работы | 23329 |
Предмет | Филология |
Тип работы | Ответы на ГОСы |
Объем, стр. | 107 |
Оглавление | "1 1 Классификация форм человеческого общения 2 Проанализируйте отрывок из книги Цицерона «Оратор» и определите общие и отличительные качества ораторской речи и искусства спора: Итак, я полагаю, что совершенный оратор должен не только владеть свойственным ему искусством широко и пространно говорить, но также обладать познаниями в близкой и как бы смежной с этим науке диалектиков. Хоть и кажется, что одно дело речь, а другое спор, и что держать речь и вести спор вещи разные, – однако суть и в том и в другом случае одна, а именно – рассуждение. Наука о разбирательстве и споре – область диалектиков, наука же о речи и ее украшениях – область ораторов. Знаменитый Зенон, от которого пошло учение стоиков, часто показывал различие между этими науками одним движением руки: сжимая пальцы в кулак, он говорил, что такова диалектика, а раскрывая руку и раздвигая пальцы – что такую ладонь напоминает красноречие. А еще до него Аристотель сказал в начале своей Риторики, что эта наука представляет как бы параллель диалектике, и они отличаются друг от друга только тем, что искусство речи требует большей широты, искусство спора – большей сжатости. 2 1 Полемические приемы и искусство аргументации в риторике 2 Установите и объясните отличия текстов 1 и 2 вариантов: — Вы не правы (совершенно не правы, абсолютно не правы, несомненно не правы; ошибаетесь, глубоко ошибаетесь; заблуждаетесь, вводите в заблуждение; лжете, сознательно лжете...), и я вам сейчас это докажу. — Наши позиции не совпадают (мы расходимся во мнениях, я не могу согласиться с вами, мне трудно признать вашу правоту, я придерживаюсь другого мнения...), но, возможно, я ошибаюсь. 3 1 Основные слагаемые человеческого общения 2 Прочитайте стихотворение А. С. Пушкина «Царскосельская статуя», делая смысловые паузы и соблюдая ритм дыхания. Не торопитесь! Держите внутренний четкий, торжественный ритм: Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила. Дева печально сидит, праздный держа черепок. Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой; Дева, над вечной струей, вечно печальна сидит. 4 1 Условия эффективности разговора в различных сферах человеческого общения 2 Прочтите вслух отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Полтава», не теряя связности мысли. Следите за тем, чтобы люфтпаузы (паузы для добора дыхания) не разрывали течение мысли Швед, русский — колет, рубит, режет. Бой барабанный, крики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон, И смерть, и ад со всех сторон. 5 1 В чем состоят отличия деловых переговоров по телефону и письменного делового текста? 2 Установите и объясните отличия текстов 1 и 2 вариантов: — Я абсолютно убежден в том, что... — Нет никакого сомнения... — Не будете же вы спорить... — Никто не станет отрицать... — Все согласятся... — Только глупый человек не поверит... — Одни дураки станут доказывать... – Надеюсь, мы с вами вместе заинтересованы в том, чтобы най¬ти правильное решение... — Я убежден в своей право¬те, но допускаю, что другая точ¬ка зрения имеет право на суще¬ствование. 6 1 Полемические приемы и искусство аргументации в риторике 2 Установите и объясните отличия текстов 1 и 2 вариантов: — Ваше дело — принимать или отвергать мои аргументы: от этого их убедительность не страдает. — Это вы просто из упрямства отвергаете то, что каждый бы признал несомненным. — Мне безразлично, что вам эти доводы кажутся сомнительными. — Только недалекий человек не может воспринять такие простые доказательства, которые я привожу. — Попробуем вместе разоб¬раться, почему мои аргументы ка¬жутся вам сомнительными. — Я постараюсь привести еще доказательства, чтобы прояснить вас свою позицию. — Мне бы не хотелось, чтобы мы с вами занимали диаметраль¬но противоположные позиции. На¬деюсь, вот с этим вы не сможете не согласиться. 7 1 Сформулируйте основные принципы эффективного слушания 2 Установите и объясните отличия текстов 1 и 2 вариантов: — Я готов спорить, побыстрее, пожалуйста. — Уж если вы спорите, не тяните резину. — Что-то вы долго собираетесь с мыслями. — Скорее подбирайте слова, а то мы и к утру не закончим наш спор. — Давайте вернемся к исходному положению. Вы утверждаете... — Я хотел бы лучше разобраться в вашей позиции. — Так вы утверждаете, что... Правильно я вас понял? — Прошу вас подробнее остановиться на следующем... Мне не совсем понятно... 8 1 Основные этапы развития отечественной риторики 2 Установите и объясните отличия текстов 1 и 2 вариантов: — Хоть кого выведет из себя ваше упрямство. — Вы злитесь, потому что не хотите признаться, что проиграли спор. — Вам надо поучиться вести себя с противником. — Не хочу спорить с таким упрямым ослом. Вам уже давно понятно, что вы проиграли. — У меня уже нет сил доказывать вам то, что ясно любому младенцу. — Да вы с кем спорите? — С вами спорить без толку. — Я никогда не соглашусь с вами. — Не будем превращать спор в ссору: от этого истина не выиграет. — Мне не хотелось бы, чтобы после спора мы стали врагами, потому что у нас общая цель — определить верную точку зрения. — Согласитесь, что по многим позициям мы нашли общий язык, и не стоит огорчаться, что пока не по всем. — Вам ведь не надо доказывать, что главное для нас обоих — найти правду, поэтому личные обиды просто невозможны. 9 1 Связь искусства речи с нравственным обликом человека 2 Установите и объясните отличия текстов 1 и 2 вариантов: — Ну вот, убедил же я вас. — Сознайтесь, как вы были не правы. — Конечно, вы и подумать не могли, что так легко сдадитесь. — Признайтесь, что я выиграл наш спор. — Надеюсь, вы еще подумаете над тем, о чем мы с вами говорили. — Думаю, вы не откажитесь признать мои доводы. — Вы сами способны прийти к правильному решению. 10 1 Установите связь понятий «мысль», «дело», «слово» и «делать», «говорить», «думать» 2 На какие особенности звучащей речи указывают пословицы, поговорки, устойчивые выражения? Какие из них характеризуют темп речи? 2 Сгруппируйте глаголы, прилагательные, наречия, учитывая, на какие особенности звучащей речи они указывают. Дополните каждую группу новыми словамиораторской речи " "11 1 Традиционные части композиции ораторской речи 2 Сгруппируйте глаголы, прилагательные, наречия, учитывая, на какие особенности звучащей речи они указывают. Дополните каждую группу новыми словами 12 1 Основные требования к словесному выражению человеческой мысли 2 Оцените синтаксико-стилистические качества данной речи, использование в ней фигур речи и диалогизма: Что касается этих заявлений / я просто могу сказать: жаль! / мне просто жаль времени / Даже времени вот сейчас объяснять эту ситуацию — почему? / Это обычная мне кажется игра / непотребная по сему / по сегодняшним проблемам и времени / Чтобы мы могли выпустить сегодня такой мощный залп / как говорят из-за того, что кого-то / куда-то назначили // Можно подумать что у нас другого других забот нет / Я этого не понимаю / Если это политическая игра / если это показуха / если она кому-то нужна / если она что-то решает или если она что-то делает / то только не / не то что нужно сегодня для России и для страны // Мне так и хочется сказать / Да люди! / Не обращайте вы на это внимания! / Не до этого нам сегодня и сейчас, чтобы думать и обсуждать / какого зама кому поставят / Поэтому я этого не понимаю и не приемлю. / Не приемлю / не до этого нам сейчас / чтобы обсуждать такие дела... 13 1 Недостатки современного массового произношения в русском языке 2 Какие фигуры и ораторские приемы можно выделить в приведенной речи? «И еще один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык. В нем — вся она, наша Россия. В нем все дары ее: и ширь неограниченных возможностей; и богатство звуков, и слов, и форм, и стихийность, и нежность; и простота, и размах, и парение; и мечтательность, и сила; и ясность, и красота. Все доступно нашему языку. Он сам покорен всему мировому и надмирному и потому властен все выразить, изобразить и передать. Горе нам, что не умели мы беречь наш язык и бережно растить его — в его звучании, в его закономерной свободе, в его ритме, в ризах его органически выросшего правописания. Не любить его, не блюсти его — значит не любить и не блюсти нашу Родину». И.А. Ильин «О России», 1947. 14 1 Охарактеризуйте виды словесности, охваченные классической риторикой 2 Дайте научное определение тому, что малограмотные люди нередко говорят «спинжак» вместо пиджак, «киноскоп» вместо кинескоп, невроз изменяют на «нервоз», а високосный на «высокосный». Случайна такая замена или нет? Объясните, чем вызвана такая замена? 15 1 Риторика как фундаментальная теория и искусство речи 2 Проанализируйте и дайте научное определение следующей группе слов: тикать, капать, мяукать, тявкать, чирикать и др. Случайно ли домашние туфли без задников назвали шлепанцами? Объясните причину появления целого гнезда слов, включающих частицу шлеп, их более 40. Среди них глаголы шлепать, шлепнуть, зашлепать, нашлепать, от¬шлепать, обшлепать, пошлепать, расшлепать; существительные шле¬панъе, шлепка, шлепок, шлепанец, нашлепка и даже образное слово губошлеп. 16 1 Как риторика может стать средством воспитания личности? 2 Развивайте мысль, которая начинается приведенными ниже словами: 1. Предполагают, что в две тысячи двадцатом году Министерство природных источников и экологии РФ намерено, добьются снижения выбросов в России на 20%. 17 1 Место риторики в жизни современного информационного общества 2 Развивайте мысль, которая начинается приведенными ниже словами: 1. При перелете из России в Англию... 18 1 Какие способы обучения риторике представляются Вам наиболее эффективными и полезными? 2 Развивайте мысль, которая начинается словами, приведенными ниже: 1 Книга – источник знаний, но... 19 1 Ваш образец речевого поведения. Составьте речевой портрет этого человека 2 Определите, что является основанием для Аристотеля классификации речей: «Есть «три рода риторических речей: 20 1 Основные дефекты современной русской речи и пути их исправления 2 Подготовьте приветственную речь 21 1. Оцените качества Вашей риторической эрудиции через: а) состав прочитанной Вами литературы – риторической, профессиональной, художественной; б) наиболее авторитетных для Вас, ценимых Вами авторов 2 Составьте план и подготовьте агитационную речь. 22 1 Личность человека и его речевые поступки 2 Составьте план и подготовьте информационную речь 23 1. Образ ритора как проявление основных качеств человека в его речи 2. Составьте план и подготовьте развлекательную речь 24 1 Значение внешнего вида, мимики и жестов человека в процессе речи 2 Что является основанием классификации ораторских речей по Цицерону? 25 1 В чем заключаются отличия актера и оратора, риторики и театрального искусства? 2 Вы – работник администрации, и Вам необходимо по телефону пригласить ветерана Великой Отечественной войны принять участие в празднике. Составьте текст разговора 26 1 Изобретение идей (Inventio) и риторическая аргументация 2 Вы – работник администрации, и Вам необходимо по телефону пригласить ученого из академии наук выступить на научно-практической конференции. Составьте текст разговора. 27 1 Раскройте содержание понятия «культура речи» 2 Объясните значение фразеологических выражений и крылатых слов: Ахиллесова пята " "28 1 В чем состоит богатство речи? 2 Вы – работник администрации, и Вам необходимо по телефону пригласить руководителя предприятия оказать помощь в проведении городского мероприятия. Составьте текст разговора. 29 1 Выразительность речи и ее составляющие. Средства речевой выразительности 2 Объясните значение фразеологических выражений и крылатых слов: ахиллесова пята, крокодиловы слезы, калиф на час, глас вопиющего в пустыне, между Сциллой и Харибдой, пиррова победа, сфинксова загадка, дамоклов меч, двуликий Янус, прокрустово ложе, лебединая песня. 30 1 Изобразительные средства языка: метафора, метонимия, синекдоха, сравнение, аллегория, эпитет 2 Исправьте ошибки в использовании устойчивых словосочетаний. 31 1 Сформулируйте несколько наиболее лучших для Вас тем ораторских речей 2 Ответьте на поставленные вопросы. В качестве ответа используйте фразеологическое выражение. (Например: «Как говорят о том, кого трудно уговорить пойти, поехать, сделать что-либо?» — «Тяжелый на подъем») 32 1 Значение пословиц, поговорок, крылатых слов и фразеологических выражений для усиления речевой выразительности 2 Объясните смысл нижеследующих фразеологизмов, приведите примеры их употребления в речи 33 1 Виды ораторского искусства 2 Объясните, как вы понимаете содержание приведенных пословиц и поговорок со словом язык. Какие еще пословицы с этим словом вы знаете? 34 1 Основные этапы развития античной риторики 2 Определите, какие фразеологические единицы имеют значение: 35 1 Риторика в Средние века и в эпоху Возрождения 2 Прочтите предложения, обращая внимание на правильное произношение числительных 1 Газеты сообщили, что за истекший год было собрано более 580 тысяч тонн зерна. 36 1 Почему Н.М. Карамзин называл М.В. Ломоносова «отцом российского красноречия»? 2 Отредактируйте предложения, мотивируя изменения в тексте и обращая внимание на употребление собирательных и количественных числительных, счетных существительных 37 1 Развитие русской риторики в XIX веке 2 Поставьте данные существительные в родительном падеже множественного числа Апельсин, армянин, ботинок, гектар, грамм, грузин, киргиз, килограмм, комментатор, мандарин, носок, осетин, партизан, плечо, помидор, сапог, свадьба, солдат, туфля, чулок, яблоко, яблоня. 38 1 Процесс подготовки публичного выступления, его виды и его этапы 2 Образуйте словосочетания с данными предлогами 1 Согласно 39 1 Специфика публичного выступления экспромтом 2 Подберите определения к словам Рояль, фамилия, бра, картофель, кофе, тюль, толь, молодежь, кафе, рельс, туфля, какаду, шимпанзе, пальто, шоссе, метро, мозоль, табель, депо, купе, какао, пианино, меню, такси, фойе, бюро, пари, жюри, Сочи, Тбилиси, леди. 40 1 Способы преодоления страха и неуверенности перед публичным выступлением 2 Выделите в следующих предложениях речевые штампы, избыточные конструкции, канцелярские слова и выражения 41 1 Основные элементы композиции устного выступления 2 Определите, какие из приведенных слов соответствуют норме кодифицированной речи, а какие – разговорной речи 42 1 Методы и приемы привлечения внимания слушателей в публичном выступлении 2 Раскройте скобки, выбирая подходящее слово 1. (Исполнительская, исполнительная) власть на местах должна активизировать свою работу. 2. Качество холодильника улучшено за счет некоторых (конструкторских, конструктивных) решений. 3. Такое (планировка, планирование) сроков выполнения работ оказалась преждевременной. 4. От разгоревшегося (пожарища, пожара) посветлело на улице. 5. Многие наши фильмы получили (большую признательность, большое признание) за рубежом. 6. Ниже своих возможностей (сработали, работали) в декабре строители. 7. С (большой раздражительностью, большим раздражением) встретил критику в свой адрес этот человек. 8. В конце книги был приведен список (рекомендательной, рекомендованной) литературы. 9. (Решимость, решительность) его поступка удивила всех. 10. На (сборочном, сборном) пункте было много народу, но работы еще не начинались. 11. Он (сыскал, снискал) к себе уважение и добрую славу как новатор, как человек творческой мысли. 43 1 Контакт со слушателями – условие эффективности ораторской речи. Способы установления контакта 2 Определите уместность использования иноязычной лексики. Исправьте предложения, если нужно, произведите синонимические замены 44 1 Основные качества профессионального речевого голоса 2 Составьте словосочетания или предложения со следующими словами иноязычного происхождения. Объясните значение этих слов " "45 1 Содержание понятия «дикция». Ее роль в ораторском искусстве 2 Составьте словосочетания или предложения со следующими словами иноязычного происхождения. Объясните значение этих слов 46 1 Интонационные конструкции, их назначение и роль в ораторской речи 2 Составьте словосочетания или предложения со следующими словами иноязычного происхождения. Объясните значение этих слов 47 1 Темп ораторской речи, его значение и особенности 2 Подберите русские синонимы к иностранным словам 48 1 Виды пауз и их роль в ораторской речи 2. К прилагательным иностранный, зарубежный, заграничный, импортный подберите подходящие по смыслу существительные: делегация, молодежь, печать, фильм, газета литература, язык, юмор, обувь, паспорт, оборудование, страны, войска, базы, товары, гости, студенты, артисты. 49 1 Основные правила ведения спора, их характеристика и значение 2 Расставьте ударение в словах. Запомните место ударения в этих словах Демократия, диалог, диспансер, добыча, договор, договоренность, документ, дремота, досуг, доллар, давнишний, заговор, заиндевать, заржаветь, злоба, зубчатый, запломбированный, значимость, издавна, изобретение, изредка, импорт, индустрия, инструмент, информировать, искра, избаловать, иначе, инцидент, исповедание, исподволь, каталог, катастрофа, квартал, километр, комбайнер, красивее, кухонный, корысть, мастерски, медикамент, металлургия, мизерный, молодежь, монолог, маневр, мышление, меновая, намерение, ненависть, никчемный, нормирование, обеспечение, облегчить, озлобленный, осведомить, откупоривать, отчасти, одновременно, одноименный, партер, похороны, премировать, приговор, призыв, принудить, приобретение, псевдоним, памятуя, предвосхитить, прецедент, пахота. 50 1 Формально-логические законы и их использование в ораторском искусстве 2 Расставьте ударение в словах. В затруднительных случаях обращайтесь к словарям. Запомните место ударения в этих словах агент, аргумент, алфавит, алкоголь, арест, аристократия, анатом, августовский, агрономия, агентство, апартаменты, баловать, бескорыстный, благоприобретение, баллотиировать, буржуазия, блага, бомбардировать, валовой, воспринять, введенный, верование, вероисповедание, выборы, выговоры, генезис, группировать, гербовый, грошовый, гусеница, развитой, рассредоточение, рассердиться, ремень, руководить, симметрия, случай, соболезнование, созыв, сосредоточение, средство, средства, статус, статут, статуя, столяр, современный, таможня, тотчас, теплится, убыстрить, уведомление, уведомленный, украинец, упомянуть, усугубить, фарфор, феномен, формировать, форум, ханжество, ходатайствовать, хозяева, цеховой, цыган, черпать, шофер, щавель, эксперт, экспертный, экспорт, эскорт." |
Цена, руб. | 2000 |