Психологический тренинг (2 вариант)
Цена, руб. | 1000 |
Номер работы | 25127 |
Предмет | Психология |
Тип работы | Контрольная |
Объем, стр. | 72 |
Оглавление | Содержание I. Теоретическая часть (вопросы по дисциплине) 2 II. Практическая часть (задачи, практические работы и пр.) 18 III. Тесты 35 Вопросы к экзамену «Психологический тренинг» 37 I. Теоретическая часть (вопросы по дисциплине) 1. Гомогенность и гетерогенность тренинговых групп. Качественный и количественный состав тренинговых групп. 2. Общие тренинговые методы: групповая дискуссия, игровые методы, методы, направленные на развитие социальной перцепции, методы телесно-ориентированной психотерапии, медитативные техники. 3. Классификация и основные виды тренинговых групп. Критерии классификации тренинговых групп. 4. Характеристика основных видов тренинговых групп 5. Основные этапы развития группы в тренинге. 6. Ведущий тренинговой группы. Выбор одежды ведущего во время тренинга. Основные роли ведущего группы. Стили руководства группой. 7. Характеристика личности группового тренера. 8. Западни для ведущего. 9. Психологические и методические аспекты применения видеосъемки в тренинге. Этические проблемы видеосъемки в тренинге. Методические аспекты видеосъемки. 10. Этапы психологического тренинга. 11. Целеполагание как основа удачной тренинговой программы. Литература: 1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга: Учебное пособие. - М.: Ось-89, 2009. - 256 с. 2. Вачков И.В. Семь критериев классификации тренингов // Психологос. Энциклопедия практической психологии / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.psychologos.ru/articles/view/sem_kriteriev_klassifikacii_treningov 3. Горбушина О.П. Психологический тренинг. Секреты проведения. - СПб.: Питер, 2016. - 176 с. 4. Григорьев Н.Б. Психотехнологии группового тренинга: учебное пособие. - СПб: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2012. - 176 с. 5. Осипова А.А. Общая психокоррекция: учебное пособие. – М.: Сфера, 2008. – 512 с. 6. Реньш М.А. Социально-психологический тренинг. Практикум / М.А. Реньш, Н.О. Садовникова, Е.Г. Лопес. - Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2007. - 190 с. 7. Трифонова Т.А. Основы социально-психологического тренинга: учебное пособие. - Казань: Познание, 2012. - 184 с. 8. Фопель К. Технология ведения тренинга. Теория и практика. - 2-е изд. - М.: Генезис, 2013. - 272 с. 9. Ялом И. Групповая психотерапия: теория и практика. – СПб.: Питер, 2014. – 688 с. II. Практическая часть (задачи, практические работы и пр.) Решение психологических задач Задача № 1 1. Какое понятие использовано О.В. Немиринским при описании стадий группового процесса? 2. Назовите и кратко охарактеризуйте этапы развития группы, предложенные Л. М. Митиной. 3. Как вы считаете, следует ли анализировать в группе отрицательные эмоции, возникающие у участников, но поводу некоторых упражнений? Объясните почему. Задача № 2 1. Раскройте содержание ролей, которые играет ведущий группы, согласно подходу И. Ялома. 2. Какие пять основных ролей группового ведущего можно выделить (по С. Кратохвилу)? 3. Вставьте нужные прилагательные в приведенную ниже цитату из Т. Высокиньска-Гонсер: «… психотерапевт контролирует (планирует) ход занятий, самостоятельно устанавливает нормы функционирования группы и приводит их в исполнение, дает советы и указания, осуществляет интерпретации. … психотерапевт предоставляет участникам группы свободу выбора тем и направлений дискуссии, не начинает действий и не ускоряет их, не навязывает исполнения норм – он использует главным образом технику отражения и тарификации». 4. Согласны ли вы с утверждением, что ведущий тренинговой группы ни при каких обстоятельствах не имеет права быть авторитарным? Докажите свою точку зрения. 5. В чем состоит важнейшее положение гуманистического подхода к тренингу? 6. Выделите из списка качеств, необходимых ведущему группы, три самых важных. Обоснуйте свою точку зрения. Проранжируйте оставшиеся качества по степени значимости. 7. Опишите поэтапную модель подготовки специалистов в области групповой психологической работы. 8. Какое понятие раскрывается в следующем определении: «… – корректирующая консультация обучающегося стажера опытным специалистом»? Задача № 3 1. Опишите наиболее подходящие внешние условия для проведения психологического тренинга. 2. Объясните, почему желательно ограничить контакты участников группы с «внешним» (по отношению к «тренинговой реальности») миром. 3. В чем состоит отличие в результативности работы «сборных» групп и групп, сформированных из членов одного профессионального коллектива? 4. Как вы думаете, возможно ли описание и точное транслирование «жесткого» сценария тренинга развития профессионального самосознания? Докажите свою точку зрения. 5. Какие блоки можно выделить в содержании тренинга развития самосознания? В чем состоят важнейшие задачи каждого блока? Задача № 4 1. Правомерно ли осуществлять видеосъемку на тренинге, если только один из участников группы против этого? 2. Назовите важнейшие психологические особенности применения видеосъемки во время психологического тренинга. 3. Какое слово – «снимает» или «повышает» – нужно вставить в следующее высказывание: «Совмещение деятельности ведущего с достаточно эпизодической работой оператором в значительной мере … страх перед камерой у участников». 4. Какие умения можно формировать у участников группы в результате анализа видеозаписей отдельных эпизодов тренинга? 5. Назовите формы анализа видеозаписей и порядок их использования в психологическом тренинге развития самосознания. 6. Существует ли соответствие между формами анализа видеозаписей и изменением стиля руководства тренинговой группой? Если да, то в чем оно состоит? 7. Объясните психологический механизм воздействия просмотра и анализа видеозаписей на участников тренинга. 8. Какие изменения в самосознании участников вызывают применение видеосъемки и анализ записей в процессе психологического тренинга? На каких структурах самосознания особенно сказывается эта работа? 9. Как вы считаете, можно ли и нужно ли использовать во время психологического тренинга скрытую камеру? Задача № 5 1. Почему практическую психологию можно считать сферой искусства? Согласны ли вы с этим мнением? Если нет, докажите обратное. 2. Почему практическую психологию можно считать наукой? Согласны ли вы с этим мнением? Если нет, докажите обратное. 3. Возможно ли в искусстве применение алгоритмов? А в практической психологии? 4. Нужно ли практическому психологу овладевать системой методов, методик, приемов, техник, если его главный инструмент – собственная личность? 5. Как вы думаете, почему во многих пособиях начинающему ведущему тренинга настоятельно рекомендуется все психотехники и упражнения вначале опробовать на себе? Задача № 6 1. Каковы наиболее важные атрибуты игры? Охарактеризуйте значение каждого из них. 2. В чем состоят особенности детской игры, позволяющие использовать ее как психотерапевтическое средство? 3. В чем заключается диагностическая функция игры? 4. Что такое ""деловая игра""? 5. В каких практических психологических школах используются ролевые игры? Каким целям они служат? 6. Объясните, в чем состоит разница между коррекцией и помощью в саморазвитии. 7. Сформулируйте, в чем заключаются наиболее важные цели применения игровых процедур в тренинге. 8. Какие процедуры являются необходимыми, чтобы игра в тренинге вышла за рамки развлекательного мероприятия? Задача № 7 1.В чем суть первой западни для ведущего? Как ее избежать? 2. В чем суть второй западни для ведущего? Как ее избежать? 3. Почему ведущему тренинга не рекомендуется злоупотреблять дидактическими выводами и морализаторством? 4. Почему краткий пересказ или сформулированная мораль сказки, басни часто не имеют такого психологического эффекта, как прочтение всего произведения и самостоятельный анализ прочитанного. 5. Как вы думаете, какие еще западни могут ожидать ведущего тренинговой группы? Задача № 8 1. Согласны ли вы с утверждением, что практический психолог – ведущий тренинговой группы – должен осознавать философскую методологию, лежащую в основе его деятельности? Почему? 2. Какой из подходов к пониманию сущности внутреннего мира человека кажется вам наиболее близким вашему собственному мировоззрению? 3. Какое утверждение можно считать философским кредо психологического тренинга? Как вы понимаете смысл этого утверждения? 4. Какое понятие раскрывается в следующем определении: «… – это картина мира данного человека или группы людей, в которой возможно то или иное психологическое событие»? 5. Назовите четыре главных принципа «конструирования» и «выполнения» психотехнических упражнений в группе, базирующихся на понятии «психотехнический миф». 6. Объясните общий механизм действия мифа в психологической реальности человека. В чем одна из причин того факта, что одинаковые действия психолога имеют эффект в работе с одним клиентом и неэффективны в работе с другим? 7. Каким термином Дж. Морено называл мгновенное взаимное понимание личности другого человека и своего актуального положения, двустороннее «вчувствование» друг в друга, соотнесенное с реальностью? 8. Раскройте психологический смысл понятия «встреча» с точки зрения гуманистических психологов. 9. В чем состоит активное добывание субъективной истины участниками психологического тренинга? Задача № 9 1. О каких «магических» функциях ритуалов должен знать практический психолог? В чем сущность этих «магических» функций? 2. В чем состоит сущность психотерапии знаковыми системами? 3. Вставьте нужное слово в следующее утверждение о связи ритуалов и мифологем: «Ритуал тогда является действенным психологическим средством, когда его знаковая система оказывается … имеющейся у человека мифологии». 4. В чем состоит особенность восприятия бессознательным идиоматических выражений? Может ли эта особенность быть использована практическим психологом? 5. Объясните сущность психофизиологического механизма действия «якоря» в ритуале сточки зрения нейролингвистического программирования. 6. Всегда ли ритуалы возникают в тренинговой группе спонтанно или они могут быть предложены ведущим? 7. Приведите примеры ритуалов, используемых в психологических тренингах. Задача № 10 1. Кому принадлежит приведенная ниже цитата: «Не нужно тащить траву из земли – придет весна, и трава сама вырастет. Медитация – это состояние, когда даете жизни идти своим естественным чередом – не направляя ее, не контролируя, не манипулируя, не навязывая ей никакой своей дисциплины» 2. Какие психотехники, содержательно близкие к методике медитации, используются в европейских психологических школах. 3. Можно ли считать медитации гипнотическими техниками? Почему? Насколько, по вашему мнению, правомерно использование гипноза в психологических тренингах? 4. Какие структурные части выделяются в медитативных техниках? Раскройте их содержание. 5. Опишите внешние условия, необходимые для успешного проведения медитаций-визуализаций. 6. Следует ли настаивать на строгом следовании участников группы за инструкцией ведущего и вызывании образов, обязательно совпадающих с предлагаемыми им? 7. Возможны ли негативные переживания участников при проведении медитаций-визуализаций? 8. Перечислите важнейшие особенности формулировок, используемых в тексте упражнений по медитациям-визуализациям. 9. В каких целях могут использоваться медитации-визуализации в психологических тренингах развития самосознания? 10. Является ли обязательным подробный опрос участников о самочувствии и получение обратной связи после медитаций-визуализаций? Литература: Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга: Учебное пособие. - М.: Ось-89, 2009. - 256 с. "III. Тесты 1. С каким из двух утверждений вы согласны: 2. Верно или неверно: a. Участники групп обычно утверждают, что их внешность на экране сильно, отличается от их собственных представлений о своей внешности. b. Участники групп в большинстве случаев легко узнают свой голос, услышанный в записи, он им нравится, и у них не возникает желания его корректировать. c. Участники групп практически никогда не узнают свой голос в записи. 2. Вставьте слово «можно» или «нельзя» в предложение: ""Разработанные опытными ведущими сценарии тренинговых занятий … в точности тиражировать в любой группе"". Объясните свою точку зрения. 3. Вставьте нужное слово: ""… игры, ограничивая степени свободы, допускают, однако, разнообразные импровизации и вариативность поведения. Таким образом, игра образует противоречивое единство свободы и необходимости, заданности и гипотетичности, жесткости игровых обстоятельств и условности поведенческих границ"". 4. Верно или неверно: a) В психологическом тренинге не следует применять деловые игры, поскольку их цели не являются психологическими. b) В психологическом тренинге игровой элемент является неотъемлемой частью всех (или почти всех) групповых процессов. c) Единственной целью применения игр в психологическом тренинге нужно считать психокоррекцию. 5. Вставьте в это предложение слова «невозможно», «абсолютно реально» или «очень трудно» и обоснуйте свое мнение: «Изменить установки человека, его личностные ценности и мировоззрение, пробудить творческие потенциалы и потребности в самоизменении и саморазвитии только словесными воздействиями …». 6. Верно или неверно: a) Тренинг – это один из необычных способов получения личностного опыта, позволяющий в короткий срок привести к важным личностным изменениям. b) Тренинг может служить лишь средством развития и тренировки навыков общения, но не оказывает серьезного влияния на личностные черты участников 7. Какие понятия раскрываются в следующих определениях: a) РИТУАЛЫ b) РИТУАЛ c) РИТУАЛ 8. Верно или неверно следующее утверждение: a) «Ритуалы всегда и при всех условиях выполняют психотерапевтическую функцию» b) «Если правила игры (ритуала) принимаются на сознательном уровне (то есть соответствуют мифологии человека) и нужным образом понимаются подсознанием (то есть их буквальное значение совпадает с позитивной картиной будущих изменений), то в результате получаем полезный психотерапевтический эффект» c) «Ритуалы не играют роли психотерапевтических приемов, а только помогают человеку структуризировать свою жизнедеятельность» 9. Верно или неверно, по вашему мнению, высказывание: a) Практический психолог, не имеющий медицинского образования, не имеет права пользоваться ни одной техникой, содержащей элементы суггестии. b) Психологического образования достаточно для того, чтобы применять в практической работе медитации, аутотренинг, релаксационные техники. c) Психолог, практикующий медитации, должен обязательно иметь документ (сертификат), свидетельствующий о прохождении специального обучения и дающий право на применение суггестивных методов. 10. Вставьте нужное слово – «может» или «не может» – в следующее высказывание: «Проведение подобных психотехник (медитаций) … спровоцировать переход ведущего в психологическую позицию «сверху» и открыть ему возможность использования директивных (авторитарных) методов воздействия». Литература: Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга: Учебное пособие. - М.: Ось-89, 2009. - 256 с. Вопросы к экзамену «Психологический тренинг» 1. История возникновения и развития психологического тренинга. 2. Психологический тренинг как метод практической психологии. Соотношение понятий «групповая психотерапия», «групповая психокоррекция» и «групповой тренинг». 3. Общее представление о психологическом тренинге. Цели психологического тренинга. 4. Мифы о психологических тренингах. 5. Задачи психологического тренинга. 6. Специфические черты и основные парадигмы тренинга. 7. Психологические особенности тренинговой группы. Цели тренинговой группы. 8. Преимущества групповой формы психологической работы. 9. Основные законы психологического тренинга. Способы активизации работы группы по законам тренинга. Групповые нормы. 10. Понятие о групповой сплоченности. 11. Гомогенность и гетерогенность тренинговых групп. Качественный и количественный состав тренинговых групп. 12. Общие тренинговые методы: групповая дискуссия, игровые методы, методы, направленные на развитие социальной перцепции, методы телесно-ориентированной психотерапии, медитативные техники. 13. Классификация и основные виды тренинговых групп. Критерии классификации тренинговых групп. 14. Характеристика основных видов тренинговых групп. 15. Основные этапы развития группы в тренинге. 16. Ведущий тренинговой группы. Выбор одежды ведущего во время тренинга. Основные роли ведущего группы. Стили руководства группой. Характеристика личности группового тренера. 17. Западни для ведущего. 18. Психологические и методические аспекты применения видеосъемки в тренинге. Этические проблемы видеосъемки в тренинге. Методические аспекты видеосъемки. 19. Этапы психологического тренинга. 20. Целеполагание как основа удачной тренинговой программы. 21. Психологические игры и упражнения. Разогревающие игры и психотехники. 22. Психологические игры и упражнения. Игры, ориентированные на получение обратной связи. 23. Психологические игры и упражнения. Коммуникативные игры. 24. Психотехники, направленные на помощь в решении проблем. 25. Программы психологических тренингов: Психологические тренинги для подростков и школьников. Психологические тренинги общения. Психологические тренинги для женщин. Психологические тренинги роста. Психологические тренинги для студентов. 26. Тренинговые методы работы с прошлыми событиями. 27. Тренинговые методы работы со «случающимися» событиями. 28. Тренинговые программы для разных возрастных групп, составленные по правилам групповой динамики. Литература: 1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга: Учебное пособие. - М.: Ось-89, 2009. - 256 с. 2. Горбушина О.П. Психологический тренинг. Секреты проведения. - СПб.: Питер, 2016. - 176 с. 3. Реньш М.А. Социально-психологический тренинг. Практикум / М.А. Реньш, Н.О. Садовникова, Е.Г. Лопес. - Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2007. - 190 с. 4. Трифонова Т.А. Основы социально-психологического тренинга: учебное пособие. - Казань: Познание, 2012. - 184 с. |
Цена, руб. | 1000 |
Заказать работу «Психологический тренинг (2 вариант) »
Отзывы
-
20.11
Виктория, большое вам спасибо! Очень быстро все, даже не ожидала ))
Екатерина -
11.11
Сергей, большое Вам спасибо, защитила на отлично! Сказали, хорошая работа. Этого бы не было без Ваше
Наталья -
01.11
Это все благодаря вам. Я уже по вашим материалам тут все изучаю. Спасибо огромное вам и автору! Гос
Оксана