Основы профессионального консультирования (психология)
Цена, руб. | 400 |
Номер работы | 27047 |
Предмет | Психология |
Тип работы | Контрольная |
Объем, стр. | 25 |
Оглавление | Содержание I. Теоретическая часть…………………………………………………………………….3 II. Практическая часть……………………………………………………………………..5 III. Тест………………………………………………………………………………………24 Список литературы……………………………………………………………………….25 (1 вариант) I. Теоретическая часть (вопросы по дисциплине) 1.Профессиональное консультирование – научно-прикладная дисциплина психологического профессиоведения (психология профессий). 2. Основные принципы, направления, виды и типы профессионального консультирования. 3. Теоретические основания профессионального консультирования. Стратегии и стили. 4. Психотехнологии профконсультирования. II. Практическая часть (задачи, практические работы и пр.) Решение психологических задач Задача № 1. 1. Заполнить таблицу 2. Провести сравнительный анализ возможностей и ограничений каждого вида профессиональной психологической помощи. 3. Дать определение понятия «психологическая поддержка», привести примеры оказания психологической поддержки. Определить, как связаны понятия психологической поддержки и психологической помощи. Основные виды психологической помощи Вид психологической помощи Примеры, проблемы Возможности данного вида помощи Ограничения Основные характеристики, приемы, техники Задача № 2. 1. Дать определение следующих понятий и сравнить их между собой: личностный смысл и значение, мотивы и стимулы, деятельность и поведение, «Я-концепция» и «Я-образ», действия и операции, мотивы и потребности, ценности инструментальные и терминальные, профессиональный и жизненный опыт, способности и склонности, формирование и развитие. 2. Сформулировать основные характеристики системы. 3. Перечислить и охарактеризовать основные виды системного анализа. 4. Подобрать примеры системных образований. Охарактеризовать как систему жизненный опыт человека, профессиональную деятельность, поведение человека в организации, малую социальную группу. Задача № 3. Дать характеристику психологических теорий профессионального развития личности по следующим вопросам: 1) основные понятия, используемые при описании психологических феноменов; 2) основные концептуальные положения, на которые опирается теория; 3) прикладные задачи, которые можно решать, используя данные положения (практическая ценность и назначение теории); 4) проблемы, которые поднимаются в данной теории. Охарактеризовать по данной схеме следующие теории: • самоактуализации (А.Маслоу); • профессиональной ориентации (Дж.Крамбольца); • развития профессионального самосознания (Е.А.Климова); • профессионализации (Э.Ф.Зеера). Задача № 4. 1. Провести психологическое интервью с взрослым человеком, имеющим опыт работы по специальности. По результатам интервью составить протокол, где отразить следующее: • формулировку проблемы; • основную информацию по проблеме; • основные противоречия, заявленные клиентом; формулировки клиента по проблеме; • желаемый результат; • поиск позитивного; • варианты решения проблемы (не менее 4). 2. Во время аудиторного занятия рассмотреть все интервью и предложить различные варианты типологизации выявленных проблем, выбирая для этого разные логические основания. 3. Выполните следующие упражнения: 1) Помогите кому-либо из своих знакомых определить достигнутый им результат в какой-либо области по его выбору. 2) Проведите переформирование проблемы клиента, найдя в ней нечто полезное для него. 3) Проведите переформирование какого-либо недостатка клиента, отметив, какие преимущества дает ему этот недостаток. Задача № 5. Провести фокус-анализ своих интервью с целью установить, что были рассмотрены все возможные подходы к проблеме клиента. Сформулировать по 4-5 конкретных соответствующих теме данного интервью вопросов для раскрытия каждого из возможных фокусов проведенного интервью:  Фокус на самом человеке: его переживаниях, отношении, поведении, намерениях, опасениях и т.д. (Как Вы к этому относитесь? Чего хотите добиться или избежать? Чего опасаетесь? Что предпринимаете или собираетесь предпринять?)  Фокус на других людях, имеющих отношение к проблеме клиента: его близких, друзьях, родственниках. (Что они думают по этому поводу? Что считают особенно важным для Вас? В чем Ваши с ними расхождения? Как бы Вы охарактеризовали ваши отношения?)  Фокус на проблеме: времени, выбора, одиночества, непонимания, застенчивости, неуверенности и т.д. (Что специфично для Вашей проблемы и что делает ее типичной для таких ситуаций, как Ваша? Каковы наиболее типичные ее признаки? Как она решается другими людьми?)  Фокус на общности, «мы - фокус». (Итак, чего мы с Вами достигли? Что выяснили? На чем остановим свой выбор?)  Культурно-контекстный фокус: реальное взаимодействие проблемы с политической и социальной системой. (Что же в этой проблеме действительно зависит от человека? Что определяется социальной ситуаций или экономическими факторами?)  Фокус на консультанте: его прошлом, сходстве с его проблемами, его позицией и отношением к происходящему. (Мне вспоминается такой же случай из моего прошлого…). Фокусы, которые могут иметь место в профессиональном консультировании:  фокус на прошлой профессиональной деятельности человека, его профессиональном прошлом в целом и его профессиональном опыте, в частности на репертуаре профессиональных ролей;  фокус на профессиональных устремлениях, ожиданиях, намерениях, реальном и идеальном профессиональном будущем, субъективном представлении своей профессиональной и служебной карьере, возможностях профессионального роста в данной организации;  фокус на профессиональных ценностях, актуальных в настоящий момент, на осознании ценности себя как профессионала, своего профессионального настоящего, своего места и роли в организации. Задача № 6. Провести профессиональную консультацию с кем-либо из старшеклассников, стоящих перед проблемой выбора профессии и испытывающих затруднения в самостоятельном ее решении; оформить протокол консультации. Использовать при проведении консультирования модель индивидуальной профконсультации, предложенную Е.А. Климовым: 1. Выявить профессиональные интересы и склонности оптанта, используя опросники: «Карта интересов», ДДО, опросник Голланда. 2. Сопоставить выбор оптанта с потребностями рынка труда в той местности, в которой он собирается в дальнейшем работать. Помочь оптанту определиться с выбором в соответствии с профессиями, востребованными на рынке труда. 3. Выявить степень соответствия склонностей и интересов оптанта его способностям, подобрав и использовав соответствующие профдиагностической задаче методики исследования профессионально важных качеств. 4. Совместно с оптантом сформировать основной и запасной варианты профессионального плана, где отразить тип и вид учебного заведения, выбранного для получения профессионального образования, желаемый уровень профессионального образования, возможные места дальнейшего трудоустройства, возможные перспективы профессионального роста, затруднения в реализации профессионального плана и пути их преодоления. 5. Оформить профконсультационное решение в виде протокола. На аудиторном занятии обсудить типы профконсультационных ситуаций, которые возникли в ходе самостоятельной работы студентов. Выписать типичные затруднения и обсудить способы их преодоления при профконсультировании оптантов. Задача № 7. Отработать в игровой форме ситуацию собеседования при приеме на работу. Группа делится на пары, в которых один человек играет роль профконсультанта, другой - кандидата на имеющееся в организации вакантное место менеджера по работе с персоналом. Основные функции менеджера: развитие социально-психологической компетентности персонала, профдиагностика в целях аттестации кадров. Цель собеседования - составить заключение об уровне профессиональной компетентности кандидата и предложить варианты решений относительно его трудоустройства в данной организации. Предлагаемые организационные формы и виды организаций: 1) АОО - крупное торговое объединение, занимающееся торговым обслуживанием населения, имеющее несколько крупных торговых залов, заинтересованное в привлечении и удержании максимального числа покупателей; 2) ТОО - организующее сеть региональных продаж торгового оборудования, осуществляющее связь поставщиков с потребителями; 3) Государственный департамент занятости населения, стоящий перед задачей регулярного проведения аттестации персонала районных отделов занятости; 4) ЗАО - промышленное предприятие, разворачивающее связь с поставщиками сырья и потребителями продукции. Требуется обучение среднего управленческого аппарата умению самостоятельно устанавливать связи и вести деловые переговоры с партнерами; 5) ИЧП – занимающееся организацией многоуровневого маркетинга, заинтересованное в качественном расширении дилерской сети. Необходимо предварительно провести следующую работу: 1) составить карту компетенций и личностную спецификацию (квалификационную карту) в соответствии с интересами организации и ее основными требованиями к кандидату; 2) разработать вопросник для собеседования, отдельно представить основные, дополнительные, косвенные вопросы; 3) указать, какие дополнительные признаки будут диагностироваться в ходе собеседования. Задача № 8. 1. Подготовить и провести интервью с любым специалистом, поменявшим место работы по собственному желанию. Подготовить вопросы с целью выявить: 1) причины несоответствия интересов организации и специалиста; 2) узкие места организации; 3) преимущества нового места работы; 4) степень ценности данного специалиста для организации. Предложить варианты решений, позволяющих организации сохранить данного специалиста, если в этом есть необходимость. Оформить интервью в форме протокола. 2. Во время аудиторных занятий провести обсуждение всех заключительных интервью и подготовить: •типологию причин увольнения с работы по инициативе сотрудника (по собственному желанию); •типовой вопросник для проведения заключительного интервью; •оптимальную модель проведения заключительного интервью; •перечень психологических приемов и техник оказания психологической поддержки специалисту, принявшему решение об увольнении. Задача № 9. Обсудить возможные затруднения нового сотрудника в процессе разных видов адаптации и подобрать их конкретные примеры и заполнить таблицу. Предложить организационные мероприятия по преодолению и предупреждению данных затруднений в процессе адаптации новых сотрудников в организации. Задача № 10. Проанализировать предложенные ситуации («кейсы») по следующей схеме: 1) выявить, какие звенья рабочего места оказались разбалансированными в данной ситуации; 2) оценить возможные последствия для организации сложившейся ситуации; 3) предложить все возможные решения, выходы из создавшейся ситуации; 4) оценить достоинства и недостатки каждого из решений; 5) проранжировать решения по степени предпочтительности для организации, исходя из ее интересов; 6) проранжировать решения по степени предпочтительности для участников организационного конфликта; 7) предложить организационные мероприятия по предупреждению подобных конфликтов. III. Тест Выбрать вариант ответа: «верно» или «неверно». Выпишите номера правильных суждений: 1. Основная задача профконсультанта на подготовительном этапе: составить общее представление о проблеме клиента. Консультант анализирует имеющиеся у него данные и готовится к консультации: подбирает справочно-информационный материал, необходимые диагностические методики, продумывает стратегию. 2. Основная задача профконсультирования - помочь клиенту сформулировать свою профконсультационную проблему, то есть увидеть эту проблему глазами клиента. Данный этап начинается со знакомства и во многом определяет успешность всей консультации. 3. С самого начала консультации необходимо позаботиться о дружеской, доверительной атмосфере. 4. Успешность установления контакта с клиентом зависит от уровня коммуникативной культуры профконсультанта, которая предполагает контроль за собственным невербальным поведением (визуальным контактом, эмоциональным тоном речи, позами и жестами, межличностным пространством). 5. Групповая диагностическая консультация включает три этапа. На первом профконсультант объясняет цель консультации. Второй этап - проведение собственно диагностической процедуры. На заключительном этапе полученные результаты интерпретируются с позиции успешности учебной и профессионально деятельности. Список рекомендуемой литературы, Интернет-ресурсов Основная: 1. Колесникова, Г.И. Психологическое консультирование: учебное пособие / Г.И. Колесникова. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 241 с. // ЭБС «Университетская библиотека онлайн» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М., 2011-2014. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232825 2. Линде, Н.Д. Психологическое консультирование: Теория и практика : учебное пособие / Н.Д. Линде. - М.: Аспект Пресс, 2009. - 256 с. // ЭБС «Университетская библиотека онлайн» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М., 2011-2014. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=104545 3. Мальцева, Т.В. Профессиональное психологическое консультирование: учебное пособие / Т.В.Мальцева, И.Е.Реуцкая. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 144 с. 4. Манухина, С.Ю. Основы профориентации / С.Ю. Манухина. - М. : Евразийский открытый институт, 2011. - 128 с. // ЭБС «Университетская библиотека онлайн» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М., 2011-2014. – Режим доступа:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90941 5. Семенова, О.В. Психологическое консультирование. Конспект лекций : учебное пособие / О.В. Семенова. - М. : А-Приор, 2010. - 160 с. - (Конспект лекций). // ЭБС «Университетская библиотека онлайн» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М., 2011-2014. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56368 Дополнительная: 1. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование: Теория и опыт. – М., 2000. – 240 с. 2. Гудкова Е.В. Основы профориентации и профессионального консультирования: Учебное пособие/ Под ред. Е.Л. Солдатовой. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. – 125 с. 3. Забродин Ю.М., Пахальян В.Э. Психологическое консультирование. Под общ ред. Ю.М. Забодина. – М.: Эксмо, 2010 – 384 с. 4. Захарова, Л.Н. Основы психологического консультирования организаций: учебное пособие / Л.Н. Захарова. - М.: Логос, 2012. - 431 с. - (Новая университетская библиотека). // ЭБС «Университетская библиотека онлайн» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М., 2011-2014. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119424 5. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2006. - 336 с. 6. Зеер Э. Ф. Психология профконсультирования: метод. пособие / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 224 с. — (Сер. Профессиональная ориентация). 7. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития: учеб. Пособие для студ. Высш. Учебных заведений / Э.Ф.Зеер. – М.: издательский центр «Академия», 2006. – 240 с. 8. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. – 240 с. 9. Исмагилова Ф. С. Профессиональное консультирование: Учеб. пособие. 2010. - 257 с. 10. Качюнас Р. Основы психологического консультирования. – М. 1999, - 240 с. 11. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М., 2004. 12. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М., 1983. 13. Линде, Н.Д. Психологическое консультирование. Теория и опыт. Учеб. пособие, 2010. 14. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. 15. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. – М., 1997. 16. Нельсон-Джоунз Р. Теория и практика консультирования – СПб, 2000. – 464 с. 17. Немов Р.С. Основы психологического консультирования. М.,1999. 18. Немов Р.С. Психологическое консультирование: учебник для бакалавров /Р.С. Немов. – 2-е изд.. перераб. И доп. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 575 с. 19. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996. 20. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека, М., 2002. 21. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М - Воронеж, 1997. 22. Пряжникова Е. Ю. Профориентация: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, обуч. по напр. и спец. психологии / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. - М.: Академия, 2008. - 495 с. - (Высш. проф. образование). 22. Сапогова, Е.Е. Консультативная психология. Учеб. пособие. 2008. 23. Хухлаева О.В. Психологическое консультирование и психологическая коррекция: учебник для бакалавров / О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 423 с. 24. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 96 с. – (Психология для всех). 8.2. Перечень ресурсов сети «Интернет», программного обеспечения и информационных справочных систем, необходимых для освоения дисциплины 1. Электронно-библиотечная система IPRbooks Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/ 2. ЭБС «Университетская библиотека онлайн»: Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=search. 3. МГУ им. М.В. Ломоносова, факультет психологии Режим доступа: www.psy.msu.ru/links/liter.html 4. Флогистон, материалы по психологии Режим доступа: http://flogiston.ru//library/obukhova_2 |
Цена, руб. | 400 |
Заказать работу «Основы профессионального консультирования (психология)»
Отзывы
-
20.11
Виктория, большое вам спасибо! Очень быстро все, даже не ожидала ))
Екатерина -
11.11
Сергей, большое Вам спасибо, защитила на отлично! Сказали, хорошая работа. Этого бы не было без Ваше
Наталья -
01.11
Это все благодаря вам. Я уже по вашим материалам тут все изучаю. Спасибо огромное вам и автору! Гос
Оксана