Основы профессионального консультирования (психология)
Цена, руб.400
Номер работы27047
ПредметПсихология
Тип работы Контрольная
Объем, стр.25
ОглавлениеСодержание
I. Теоретическая часть…………………………………………………………………….3
II. Практическая часть……………………………………………………………………..5
III. Тест………………………………………………………………………………………24
Список литературы……………………………………………………………………….25
(1 вариант)

I. Теоретическая часть (вопросы по дисциплине)
1.Профессиональное консультирование – научно-прикладная дисциплина психологического профессиоведения (психология профессий).

2. Основные принципы, направления, виды и типы профессионального консультирования.
3. Теоретические основания профессионального консультирования. Стратегии и стили.
4. Психотехнологии профконсультирования.
II. Практическая часть (задачи, практические работы и пр.)

Решение психологических задач
Задача № 1.
1. Заполнить таблицу
2. Провести сравнительный анализ возможностей и ограничений каждого вида профессиональной психологической помощи.
3. Дать определение понятия «психологическая поддержка», привести примеры оказания психологической поддержки. Определить, как связаны понятия психологической поддержки и психологической помощи.

Основные виды психологической помощи
Вид психологической помощи Примеры, проблемы Возможности данного вида помощи Ограничения Основные характеристики, приемы,
техники
Задача № 2.

1. Дать определение следующих понятий и сравнить их между собой: личностный смысл и значение, мотивы и стимулы, деятельность и поведение, «Я-концепция» и «Я-образ», действия и операции, мотивы и потребности, ценности инструментальные и терминальные, профессиональный и жизненный опыт, способности и склонности, формирование и развитие.
2. Сформулировать основные характеристики системы.
3. Перечислить и охарактеризовать основные виды системного анализа.
4. Подобрать примеры системных образований. Охарактеризовать как систему жизненный опыт человека, профессиональную деятельность, поведение человека в организации, малую социальную группу.
Задача № 3.

Дать характеристику психологических теорий профессионального развития личности по следующим вопросам:
1) основные понятия, используемые при описании психологических феноменов;
2) основные концептуальные положения, на которые опирается теория;
3) прикладные задачи, которые можно решать, используя данные положения (практическая ценность и назначение теории);
4) проблемы, которые поднимаются в данной теории.
Охарактеризовать по данной схеме следующие теории:
• самоактуализации (А.Маслоу);
• профессиональной ориентации (Дж.Крамбольца);
• развития профессионального самосознания (Е.А.Климова);
• профессионализации (Э.Ф.Зеера).
Задача № 4.

1. Провести психологическое интервью с взрослым человеком, имеющим опыт работы по специальности. По результатам интервью составить протокол, где отразить следующее:
• формулировку проблемы;
• основную информацию по проблеме;
• основные противоречия, заявленные клиентом;
формулировки клиента по проблеме;
• желаемый результат;
• поиск позитивного;
• варианты решения проблемы (не менее 4).
2. Во время аудиторного занятия рассмотреть все интервью и предложить различные варианты типологизации выявленных проблем, выбирая для этого разные логические основания.
3. Выполните следующие упражнения:
1) Помогите кому-либо из своих знакомых определить достигнутый им результат в какой-либо области по его выбору.
2) Проведите переформирование проблемы клиента, найдя в ней нечто полезное для него.
3) Проведите переформирование какого-либо недостатка клиента, отметив, какие преимущества дает ему этот недостаток.
Задача № 5.

Провести фокус-анализ своих интервью с целью установить, что были рассмотрены все возможные подходы к проблеме клиента. Сформулировать по 4-5 конкретных соответствующих теме данного интервью вопросов для раскрытия каждого из возможных фокусов проведенного интервью:
 Фокус на самом человеке: его переживаниях, отношении, поведении, намерениях, опасениях и т.д. (Как Вы к этому относитесь? Чего хотите добиться или избежать? Чего опасаетесь? Что предпринимаете или собираетесь предпринять?)
 Фокус на других людях, имеющих отношение к проблеме клиента: его близких, друзьях, родственниках. (Что они думают по этому поводу? Что считают особенно важным для Вас? В чем Ваши с ними расхождения? Как бы Вы охарактеризовали ваши отношения?)
 Фокус на проблеме: времени, выбора, одиночества, непонимания, застенчивости, неуверенности и т.д. (Что специфично для Вашей проблемы и что делает ее типичной для таких ситуаций, как Ваша? Каковы наиболее типичные ее признаки? Как она решается другими людьми?)
 Фокус на общности, «мы - фокус». (Итак, чего мы с Вами достигли? Что выяснили? На чем остановим свой выбор?)
 Культурно-контекстный фокус: реальное взаимодействие проблемы с политической и социальной системой. (Что же в этой проблеме действительно зависит от человека? Что определяется социальной ситуаций или экономическими факторами?)
 Фокус на консультанте: его прошлом, сходстве с его проблемами, его позицией и отношением к происходящему. (Мне вспоминается такой же случай из моего прошлого…).
Фокусы, которые могут иметь место в профессиональном консультировании:
 фокус на прошлой профессиональной деятельности человека, его профессиональном прошлом в целом и его профессиональном опыте, в частности на репертуаре профессиональных ролей;
 фокус на профессиональных устремлениях, ожиданиях, намерениях, реальном и идеальном профессиональном будущем, субъективном представлении своей профессиональной и служебной карьере, возможностях профессионального роста в данной организации;
 фокус на профессиональных ценностях, актуальных в настоящий момент, на осознании ценности себя как профессионала, своего профессионального настоящего, своего места и роли в организации.
Задача № 6.

Провести профессиональную консультацию с кем-либо из старшеклассников, стоящих перед проблемой выбора профессии и испытывающих затруднения в самостоятельном ее решении; оформить протокол консультации. Использовать при проведении консультирования модель индивидуальной профконсультации, предложенную Е.А. Климовым:
1. Выявить профессиональные интересы и склонности оптанта, используя опросники: «Карта интересов», ДДО, опросник Голланда.
2. Сопоставить выбор оптанта с потребностями рынка труда в той местности, в которой он собирается в дальнейшем работать. Помочь оптанту определиться с выбором в соответствии с профессиями, востребованными на рынке труда.
3. Выявить степень соответствия склонностей и интересов оптанта его способностям, подобрав и использовав соответствующие профдиагностической задаче методики исследования профессионально важных качеств.
4. Совместно с оптантом сформировать основной и запасной варианты профессионального плана, где отразить тип и вид учебного заведения, выбранного для получения профессионального образования, желаемый уровень профессионального образования, возможные места дальнейшего трудоустройства, возможные перспективы профессионального роста, затруднения в реализации профессионального плана и пути их преодоления.
5. Оформить профконсультационное решение в виде протокола.
На аудиторном занятии обсудить типы профконсультационных ситуаций, которые возникли в ходе самостоятельной работы студентов. Выписать типичные затруднения и обсудить способы их преодоления при профконсультировании оптантов.
Задача № 7.

Отработать в игровой форме ситуацию собеседования при приеме на работу.
Группа делится на пары, в которых один человек играет роль профконсультанта, другой - кандидата на имеющееся в организации вакантное место менеджера по работе с персоналом.
Основные функции менеджера: развитие социально-психологической компетентности персонала, профдиагностика в целях аттестации кадров.
Цель собеседования - составить заключение об уровне профессиональной компетентности кандидата и предложить варианты решений относительно его трудоустройства в данной организации.
Предлагаемые организационные формы и виды организаций:
1) АОО - крупное торговое объединение, занимающееся торговым обслуживанием населения, имеющее несколько крупных торговых залов, заинтересованное в привлечении и удержании максимального числа покупателей;
2) ТОО - организующее сеть региональных продаж торгового оборудования, осуществляющее связь поставщиков с потребителями;
3) Государственный департамент занятости населения, стоящий перед задачей регулярного проведения аттестации персонала районных отделов занятости;
4) ЗАО - промышленное предприятие, разворачивающее связь с поставщиками сырья и потребителями продукции. Требуется обучение среднего управленческого аппарата умению самостоятельно устанавливать связи и вести деловые переговоры с партнерами;
5) ИЧП – занимающееся организацией многоуровневого маркетинга, заинтересованное в качественном расширении дилерской сети.
Необходимо предварительно провести следующую работу:
1) составить карту компетенций и личностную спецификацию (квалификационную карту) в соответствии с интересами организации и ее основными требованиями к кандидату;
2) разработать вопросник для собеседования, отдельно представить основные, дополнительные, косвенные вопросы;
3) указать, какие дополнительные признаки будут диагностироваться в ходе собеседования.
Задача № 8.

1. Подготовить и провести интервью с любым специалистом, поменявшим место работы по собственному желанию.
Подготовить вопросы с целью выявить:
1) причины несоответствия интересов организации и специалиста;
2) узкие места организации;
3) преимущества нового места работы;
4) степень ценности данного специалиста для организации.
Предложить варианты решений, позволяющих организации сохранить данного специалиста, если в этом есть необходимость.
Оформить интервью в форме протокола.
2. Во время аудиторных занятий провести обсуждение всех заключительных интервью и подготовить:
•типологию причин увольнения с работы по инициативе сотрудника (по собственному желанию);
•типовой вопросник для проведения заключительного интервью;
•оптимальную модель проведения заключительного интервью;
•перечень психологических приемов и техник оказания психологической поддержки специалисту, принявшему решение об увольнении.
Задача № 9.


Обсудить возможные затруднения нового сотрудника в процессе разных видов адаптации и подобрать их конкретные примеры и заполнить таблицу.
Предложить организационные мероприятия по преодолению и предупреждению данных затруднений в процессе адаптации новых сотрудников в организации.
Задача № 10.

Проанализировать предложенные ситуации («кейсы») по следующей схеме:
1) выявить, какие звенья рабочего места оказались разбалансированными в данной ситуации;
2) оценить возможные последствия для организации сложившейся ситуации;
3) предложить все возможные решения, выходы из создавшейся ситуации;
4) оценить достоинства и недостатки каждого из решений;
5) проранжировать решения по степени предпочтительности для организации, исходя из ее интересов;
6) проранжировать решения по степени предпочтительности для участников организационного конфликта;
7) предложить организационные мероприятия по предупреждению подобных конфликтов.
III. Тест
Выбрать вариант ответа: «верно» или «неверно».
Выпишите номера правильных суждений:
1. Основная задача профконсультанта на подготовительном этапе: составить общее представление о проблеме клиента. Консультант анализирует имеющиеся у него данные и готовится к консультации: подбирает справочно-информационный материал, необходимые диагностические методики, продумывает стратегию.
2. Основная задача профконсультирования - помочь клиенту сформулировать свою профконсультационную проблему, то есть увидеть эту проблему глазами клиента. Данный этап начинается со знакомства и во многом определяет успешность всей консультации.
3. С самого начала консультации необходимо позаботиться о дружеской, доверительной атмосфере.
4. Успешность установления контакта с клиентом зависит от уровня коммуникативной культуры профконсультанта, которая предполагает контроль за собственным невербальным поведением (визуальным контактом, эмоциональным тоном речи, позами и жестами, межличностным пространством).
5. Групповая диагностическая консультация включает три этапа. На первом профконсультант объясняет цель консультации. Второй этап - проведение собственно диагностической процедуры. На заключительном этапе полученные результаты интерпретируются с позиции успешности учебной и профессионально деятельности.
Список рекомендуемой литературы, Интернет-ресурсов
Основная:
1. Колесникова, Г.И. Психологическое консультирование: учебное пособие / Г.И. Колесникова. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 241 с. // ЭБС «Университетская библиотека онлайн» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М., 2011-2014. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232825
2. Линде, Н.Д. Психологическое консультирование: Теория и практика : учебное пособие / Н.Д. Линде. - М.: Аспект Пресс, 2009. - 256 с. // ЭБС «Университетская библиотека онлайн» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М., 2011-2014. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=104545
3. Мальцева, Т.В. Профессиональное психологическое консультирование: учебное пособие / Т.В.Мальцева, И.Е.Реуцкая. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 144 с.
4. Манухина, С.Ю. Основы профориентации / С.Ю. Манухина. - М. : Евразийский открытый институт, 2011. - 128 с. // ЭБС «Университетская библиотека онлайн» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М., 2011-2014. – Режим доступа:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90941
5. Семенова, О.В. Психологическое консультирование. Конспект лекций : учебное пособие / О.В. Семенова. - М. : А-Приор, 2010. - 160 с. - (Конспект лекций). // ЭБС «Университетская библиотека онлайн» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М., 2011-2014. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56368
Дополнительная:
1. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование: Теория и опыт. – М.,
2000. – 240 с.
2. Гудкова Е.В. Основы профориентации и профессионального консультирования: Учебное пособие/ Под ред. Е.Л. Солдатовой. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. – 125 с.
3. Забродин Ю.М., Пахальян В.Э. Психологическое консультирование. Под общ ред. Ю.М. Забодина. – М.: Эксмо, 2010 – 384 с.
4. Захарова, Л.Н. Основы психологического консультирования организаций: учебное пособие / Л.Н. Захарова. - М.: Логос, 2012. - 431 с. - (Новая университетская библиотека). // ЭБС «Университетская библиотека онлайн» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М., 2011-2014. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119424
5. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2006. - 336 с.
6. Зеер Э. Ф. Психология профконсультирования: метод. пособие / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 224 с. — (Сер. Профессиональная ориентация).
7. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития: учеб. Пособие для студ. Высш. Учебных заведений / Э.Ф.Зеер. – М.: издательский центр «Академия», 2006. – 240 с.
8. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. – 240 с.
9. Исмагилова Ф. С. Профессиональное консультирование: Учеб. пособие. 2010. - 257 с.
10. Качюнас Р. Основы психологического консультирования. – М. 1999, - 240 с.
11. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М., 2004.
12. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М., 1983.
13. Линде, Н.Д. Психологическое консультирование. Теория и опыт. Учеб. пособие, 2010.
14. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
15. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. – М., 1997.
16. Нельсон-Джоунз Р. Теория и практика консультирования – СПб, 2000. – 464 с.
17. Немов Р.С. Основы психологического консультирования. М.,1999.
18. Немов Р.С. Психологическое консультирование: учебник для бакалавров /Р.С. Немов. – 2-е изд.. перераб. И доп. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 575 с.
19. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996.
20. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека, М., 2002.
21. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М - Воронеж, 1997.
22. Пряжникова Е. Ю. Профориентация: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, обуч. по напр. и спец. психологии / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. - М.: Академия, 2008. - 495 с. - (Высш. проф. образование).
22. Сапогова, Е.Е. Консультативная психология. Учеб. пособие. 2008.
23. Хухлаева О.В. Психологическое консультирование и психологическая коррекция: учебник для бакалавров / О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 423 с.
24. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 96 с. – (Психология для всех).

8.2. Перечень ресурсов сети «Интернет», программного обеспечения и информационных справочных систем, необходимых для освоения дисциплины
1. Электронно-библиотечная система IPRbooks
Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/
2. ЭБС «Университетская библиотека онлайн»:
Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=search.
3. МГУ им. М.В. Ломоносова, факультет психологии
Режим доступа: www.psy.msu.ru/links/liter.html
4. Флогистон, материалы по психологии
Режим доступа: http://flogiston.ru//library/obukhova_2
Цена, руб.400

Заказать работу «Основы профессионального консультирования (психология)»

Ваше имя *E-mail *
E-mail *
Оплата картой, электронные кошельки, с мобильного телефона. Мгновенное поступление денег. С комиссией платежной системы
Оплата вручную с карты, электронных кошельков и т.д. После перевода обязательно сообщите об оплате на 3344664@mail.ru




Нажав на кнопку "заказать", вы соглашаетесь с обработкой персональных данных и принимаете пользовательское соглашение

Так же вы можете оплатить:

Карта Сбербанка, номер: 4279400025575125

Карта Тинькофф 5213243737942241

Яндекс.Деньги 4100112624833

QIWI-кошелек +79263483399

Счет мобильного телефона +79263483399

После оплаты обязательно пришлите скриншот на 3344664@mail.ru и ссылку на заказанную работу.