Психология развития
Цена, руб. | 400 |
Номер работы | 28523 |
Предмет | Психология |
Тип работы | Контрольная |
Объем, стр. | 22 |
Оглавление | ОГЛАВЛЕНИЕ ЧАСТЬ I 3 Задача 1 3 Задача 2 4 Задача 3 5 Задача 4 5 Задача 5 7 Задача 6 8 Задача 7 9 Задача 8 10 Задача 9 10 Задача 10 12 ЧАСТЬ II 15 Задание № 1 15 Задание № 2. 18 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22 ЧАСТЬ I Задача 1 Почти у всех 7-леток, особенно имеющих трудное детство, приходится сталкиваться со следующей формой поведения: ребенок начинает манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, какая-то вертлявость, паясничанье, клоунада, ребенок строит из себя шута. Ребенок и до семи лет может паясничать, но никто не скажет о нем того, что сказано выше. Когда ребенок смотрит на самовар, на поверхности которого получается уродливое изображение, или строит гримасы перед зеркалом, он просто забавляется. Но когда ребенок входит изломанной походкой в комнату, говорит писклявым голосом - это не мотивированно, это бросается в глаза. Почему бросается в глаза такое немотивированное поведение? Каков его психологический механизм? Встречается ли такое поведение у дошкольников? Задача 2 Анна Фрейд писала: «.... исключительно эгоистичны, считают себя центром Вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время способны на высшую преданность и самопожертвование. С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, а с другой - они охвачены страстью к одиночеству. Иногда они трудятся с неиссякающим энтузиазмом, а иногда медлительны и апатичны». О каком возрасте писала А. Фрейд? Дайте теоретическое обоснование. Задача 3 Младшие подростки часто еще не способны учесть как отзовется их поведение на окружающих (какие у них могут возникать требования, переживания). В основном они учитывают последствия только для себя. Какое качество интеллекта обеспечивает переход на постконвенциональный уровень нравственного развития? Всегда ли это происходит? Задача 4 Учащимся подросткового возраста предлагалось выбрать и решить задачи определенной степени трудности. Однако, трудность этих задач была слишком завышена экспериментатором, что обрекало испытуемых на заведомую неудачу. Часть учащихся разумно соотносила свой возможности: не решив задачу, брали более легкую и наоборот. Другие подростки, не сумев решить выбранную задачу, брали более трудную. И так могло повторяться много раз. В процессе работы они очень сердились, волновались, ругали экспериментатора, внешние обстоятельства. Проявляли другие признаки аффективного состояния. В чем причина такого поведения? Какова роль самооценки в организации поведения человека? Задача 5 При чтении литературного произведения школьники до 11 лет обычно проходят мимо тех мест, где описываются отношения героев к себе. Но уже к 12 годам картина начинает меняться. Школьники все чаще отмечают описания особенностей личности, ее отношений к самой себе, ее переживания, нравственные качества. Чем можно объяснить данный факт? Какие новообразования подросткового возраста определяют проявление данной закономерности? Задача 6 У подростка очень ярко проявляется, с одной стороны, стремление к общению и совместной деятельности со сверстниками, желание жить коллективной жизнью, иметь близких товарищей, друга. Переживание одиночества тяжело и невыносимо для подростка. Достоинства понравившегося сверстника часто заставляют подростка увидеть и осознать отсутствие у себя тех качеств, которые ему импонируют и ценятся. Появляется желание быть таким же. Чем можно объяснить стремление подростка к общению вне школы? Как использовать это в воспитательных целях? Задача 7 Проанализируйте ситуацию, учитывая знание психологических особенностей подростка, дайте ответы на вопросы. – В загородном лагере в моем отряде был очень интересный мальчик, звали его Славик. С самого начала он как-то уединялся от ребят, ходил все время один. Очень молчаливый, тихий. Я попыталась с ним говорить, но он больше отмалчивался. В конце концов нам удалось установить с ним контакт. Оказалось, что мальчик очень умный, начитанный, знает гораздо больше своих сверстников, а вот дружба у него ни с кем не получается. Однажды на прогулке я предложила ему рассказать ребятам одну из прочитанных им историй. Ребятам понравилось слушать его рассказы. У Славика появились друзья и свои «обожатели». Благодаря чему действия педагога привели к положительному результату? Дайте психологическую характеристику типа общительности подростка. Задача 8 В беседе с учительницей один старшеклассник признался: «Понимаю, что химия – очень важная наука, поэтому и стараюсь, но не лежит к ней душа, неинтересно мне ею заниматься. Все формулы учи наизусть, реакции заучивай, элементов тьма. На подготовку к урокам затрачиваю много времени, все повторяю, повторяю без конца, а результата положительного все равно нет». Какие особенности личности юноши проявляются в том, что он так упорно учит химию, хотя она ему совсем не нравится? Какие действия со стороны педагога могли бы изменить отношение ученика к предмету? Задача 9 При переходе ребенка из младшего школьного звена в среднее его интерес к учебе резко снижается. Позиция школьника, которая мотивировала учебную деятельность, теряет свою значимость. Какие мотивы позволяют сохранить учебную деятельность в подростковом возрасте? Какие мотивы приобретают ведущее значение? Задача 10 Прочитайте отрывок из работы Т. А. Александровой «Дочки – матери» (М.: Знание, 1985.) и ответьте на вопросы. «Родителям чаще кажется, что они доподлинно знают своих детей. Вчера, может быть, и в самом деле знали, а сегодня? Они меняются стремительно, их чувства иногда круто поворачивает какое-нибудь мгновенное озарение. А мы, будучи постоянно рядом. Не замечаем перемен, взросления. Они вдруг требуют пресловутые джинсы, а мы недоумеваем: «С чего бы это?» Мы бьем тревогу: наш нормальный, благополучный ребенок заразился потребительством, стал бессовестным, не желает понимать. Но ведь и мы порой не желаем вникнуть в его сложности, считая их блажью. А он пытается наладить свои связи с окружающими на новом жизненном витке, на новом возрастном уровне. Он хочет, чтобы все увидели, что он уже взрослый. Ему кажется, что для этого прежде всего нужны внешние знаки... Иногда полезно вспоминать свои отроческие и юношеские переживания, чтобы лучше понять повзрослевших детей, но, вспоминая помнить: они не должны и не могут точь-в-точь повторить нас. Каждый человек неповторим, и у каждого поколения свои особые черты. К примеру, сегодняшние ребята не только ростом выше, чем их предшественники. У них и половое созревание начинается на 2 - 3 года раньше. А родительские упреки частенько начинаются со слов: «Да как ты смеешь?! Я в твоем возрасте...». О какой частой ошибке родителей в общении с подростками пишет автор? Какие особенности подросткового возраста определяют повышенный интерес подростков к внешним атрибутам (вещам, одежде и пр.)? В чем выражается влияние акселерации на современных подростков? Как следует вести себя взрослым с подростками, учитывая их возрастные особенности? ЧАСТЬ II Задание № 1: заполните таблицу 1 для каждого возрастного этапа: 1. Характеристика ребенка преддошкольного возраста (0-1; 1-3 года). 2. Характеристика дошкольного возраста (3-7 лет). 3. Характеристика младшего школьника (7-11 лет). 4. Характеристика подросткового возраста (12-14 лет). 5. Характеристика юношеского возраста (15-17-18 лет). Задание № 2: дайте характеристику возрастным кризисам в акмеологический период развития – период взрослости (от 18 до 55-60 лет) и в геронтогенезе (пожилой возраст – муж. – 60-74 года; жен. – 55-74 года; старческий возраст – 75-90 лет; долгожители – 90 лет и старше). СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды. – М. – Воронеж: Московский психолого-социальный институт, МОДЭК. – 2001. – 352 с. 2. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. – М.: Юрайт, 2017. – 200 с. 3. Макаров Ю. А. Введение в педагогическую психологию: Учебно-методическое пособие. – СПб: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2009. – 55 с. 4. Солодилова О. П. Возрастная психология в вопросах и ответах: учеб. пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 288 с. 5. Фрейд А. Детский психоанализ. Серия: Хрестоматия по психологии. – СПб.: Питер, 2004. – 477 с. 6. Холл С. Взросление // Возрастная психология. Хрестоматия / под ред. Е. М. Лысенко. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – С. 123–128. 7. Хухлаева О. В., Зыков Е. В., Бубнова Г. В. Психология развития и возрастная психология. Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2016. – 367 с. 8. Шэффер Д. Дети и подростки: психология развития. – СПб.: Питер, 2003. – 976 с. |
Цена, руб. | 400 |