Русский язык и культура речи (практикум и тест)
Цена, руб. | 400 |
Номер работы | 3778 |
Предмет | Филология |
Тип работы | Контрольная |
Объем, стр. | 11 |
Оглавление | I. Практикум Выполните комплексный анализ выбранного текста по следующим заданиям: 1. Перепишите текст, вставляя, где нужно, пропущенные буквы и знаки препинания. Обозначьте эти орфограммы и пунктограммы графически. 2. Укажите характерные особенности, на основании которых данный отрывок может считаться текстом. 3. Определите стиль текста, опираясь на характерные особенности функциональных стилей русского языка. 4. Проанализируйте лексику текста с точки зрения сферы употребления. Укажите, если таковая имеется, лексику не общеупотребительную, объясните причины ее использования в данном тексте. 5. Определите жанровую разновидность текста. 6. Каким типом речи является данный текст (повествованием, описанием, рассуждением)? Докажите. 7. Найдите и выпишите слова (словосочетания, предложения), интерес¬ные с точки зрения культуры речи. Укажите для них типы норм и правиль-ный(ые) вариант(ы). II. Итоговый тест 1. На основе общеславянского языка образовались языки южно-славянской, восточно-славянской, западно-славянской групп. Какая из этих групп дает возможность возникновения трех самостоятельных язы¬ков: русского, украинского, белорусского, которые с образованием на¬ции оформляются в самостоятельные языки? а) южно-славянская; б) восточно-славянская; в) западно-славянская. 2. Процесс возникновения самостоятельных языков (русского, укра-инского, белорусского) происходит: а) в результате общения славянских племён до V-VI вв. до н. э.; б) в результате образования древнерусской народности в пределах Киев-ского государства в IX в.; в) в результате распада Киевского государства в ХIV-ХV вв. 3. Назовите средства существования языка: а) общение коллектива (коммуникативная); б) мышление (когнитивная); в) сохранение и передача культурно-исторических традиций (аккумулятивная). 4. Разграничьте лексику: 1) лексика ограниченной сферы общения; 2) лексика неограниченной сферы общения. а) диалекты; б) просторечие; в) жаргоны; г) литературный язык. 5. Какая из форм национального языка существует только в устной форме и служит для обиходно-бытового общения? а) территориальные диалекты; б) просторечие; в) жаргоны; г) литературный язык. 6. Для какой из форм существования национального языка характерно наличие специальной лексики и фразеологии? а) диалекты; б) просторечие; в) жаргоны; г) литературный язык. 7. Соотнесите единицы и уровни языка: 1. Слова. 2. Формы и классы слов. 3. Звуки, фонемы. 4. Морфемы. 5. Словосочетание, предложение, текст. А. Фонетический уровень. Б. Морфемный уровень. В. Лексический уровень. Г. Морфологический уровень. Д. Синтаксический уровень. 8. Определите функцию языка в художественном стиле: а) функция общения; б) функция сообщения; в) функция воздействия. 9. Укажите, какой критерий связывают с нормой литературного языка: а) образцовость; 6) полифункциональность; г) социальная значимость. 10. Какие аспекты включает понятие «культура речи»? а) нормативный; б) коммуникативный; в) этический. 11. Точность, понятность, чистота, богатство и разнообразие, выразительность речи — основные составляющие: а) нормативного аспекта культуры речи; б) коммуникативного аспекта культуры речи; в) этического аспекта культуры речи. 12. Языковая норма обязательна: а) только для устной речи; б) только для письменной речи; в) как для устной, так и для письменной речи. 13. Какой прием используется в оксюмороне: а) омонимия; б) антонимия. 14. Соотнесите определение и определяемое: 1. Правила использования морфологических ферм разных частей речи и синтаксических конструкций 2.Правила употребления слов в речи. 3.Правила звучащей речи. А. Орфоэпическая норма. Б. Лексическая норма. В. Грамматическая норма 15. Для какой формы национального языка норма играет роль «фильтра»? а) просторечий; б) литературного языка; в) диалектов; г) жаргонов. 16. Для какого функционального стиля речи характерно использование терминологической лексики, употребление многозначных слов только в одном значении, широкое использование конкретной лексики по сравне¬нию с абстрактной, отсутствие лексики разговорной; однородность и замкнутость лексического состава, что выражается в меньшем использовании синонимов; речь отличается точностью и логичностью мысли, её последовательным представлением и объективностью изложения. а) для научного стиля; б) для публицистического стиля; в) для официально-делового стиля. 17. Функция социальной регламентации предъявляет текстам этого стиля однозначность прочтения: а) научного стиля; б) публицистического стиля; в) официально-делового стиля; г) художественного стиля. 18. Соотнесите разновидности многословия, или речевой избыточности, сданными определениями: 1. Употребление в речи близких по смыслу и поэтому лишних слов. 2. Повторное обозначение другими словами уже названного понятия. А. Плеоназм. Б. Тавтология. 19. Соотнесите определение и определяемое: 1. Слова и выражения, смягчающие грубый смысл речи, что нередко объясняется стремлени¬ем автора притупить критическую остроту выска-зываний при описании негативных явлений. 2. Нарушение хронологической точности при употреблении слов, связанных с определенной исторической эпохой. А. Анахронизм. Б. Эвфемизм. 20. Сопоставление несовместимых понятий это. а) алогизм; б) инверсия. 21. Определите ряд слов с неправильным ударением: а) аристократия, баловать, кремень, щав'ель; б) вероисповедание, бюрократия, приданое, облегчить. 22. Какая языковая норма нарушена? 1. Железнодорожная рельса, французская шампунь, большой мозоль, заказной бандероль, черное кофе. 2 Проведение экзамена планируем где-то в июне. Я ложу книгу в шкаф. а) грамматическая норма; б) лексическая норма; в) словообразовательная норма; г) синтаксическая норма. 23. Многословие а) совместимо с понятием «содержательная речь»; б) недостаток речи независимо от стиля и жанра. 24. Какая речевая неточность допущена в словосочетаниях? Период времени, памятный сувенир, свободная вакансия, автобиография жизни, народный фольклор. а) синонимия; б) плеоназм. 25. Какая речевая ошибка допущена в предложениях? Пришла весна, у куниц скоро появится наследство. Я решил стать офи-цером, потому что хочу продолжить семейную династию. а) использование слова без его семантики; б) нарушение лексической сочетаемости. 26. Укажите вид лексической ошибки в предложении. В Древнем Риме недовольные -законами племена устраивали митинги. а) эвфемизм; б) анахронизм. 27. Присутствует ли грамматическая ошибка в предложении? Выросло поколение, для которых война — история. а) да; б) нет. 28. Чем являются выделенные слова? Не вы, по Сима Страдала невыносимо Водой Невы носима. а) омофоны; б) омоформы; в) омографы. 29. Какой стилистический приём использован в предложении? Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь (Н. А. Некрасов). а) антитеза; б) инверсия. 30. Какого рода несклоняемые существительные? Кольраби, шимпанзе, кашне, авеню, банджо, иваси,Сочи. а) несклоняемые разного рода; б) несклоняемые мужского рода; в) несклоняемые женского и среднего рода. 31. Найдите глагол, не употребляющийся в форме 1-го лица единст-венного числа: а) махать; б) находить; в) победить; г) бередить; д) заводить. 32. Определите, какие слова не являются антонимами: а) будний день - праздничный день; б) медленные шаги - твердые шаги; в) чуткий сон - крепкий сон; г) скромный подарок - богатый подарок. 33. Какая группа слов является: 1) историзмами; 2) архаизмами? а) десница, чело, рыбарь, выя, роги; б) бояре, темница, холоп, вождь, кафтан. 34. Соотнесите паронимы (справа) в соответствии с их лексическим значением. I. 1. Имеющий большую длину. А. Длинный. 2. Долговременный. Б. Длительный. II. 1. Стать бедным. А. Обеднеть. 2. Сделать бедным. Б. Обеднить. 35. В какой паре выделенное существительное в форме р. п. мн. ч. на-рушает морфологическую норму? а) будни - будней: б) чулки - чулок: В) ботинки — ботинков; г) одеяльце - одеялец; д) плоскогубцы — плоскогубцев. 36. Отметьте, какое выражение содержит метафору: А) Весна бродила вместе с легким сквозным ветром по коридорам, дышала в лицо девичьим своим дыханием. б) Кленовый лист напоминает нам янтарь. в) Горит восток зарею новой. Список использованных источников 1. Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык. Культура речи: Конспект лекций. - М.: Айрис-пресс, 2005, 126 с. 2. Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика. Ростов на Дону, Феникс, 2004, 289 с. 3. Розенталь Д.Э. Говорите и пишите по-русски правильно. М.: Айрис-Пресс, 2007. - 256 с. 4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. М.: Айрис-Пресс, 2009. - 378 с. 5. Тихонова В.Я. Русский язык и культура речи. – Тюмень, 2008. – 108 с. |
Цена, руб. | 400 |
Заказать работу «Русский язык и культура речи (практикум и тест)»
Отзывы
-
20.11
Виктория, большое вам спасибо! Очень быстро все, даже не ожидала ))
Екатерина -
11.11
Сергей, большое Вам спасибо, защитила на отлично! Сказали, хорошая работа. Этого бы не было без Ваше
Наталья -
01.11
Это все благодаря вам. Я уже по вашим материалам тут все изучаю. Спасибо огромное вам и автору! Гос
Оксана