Культура Древней Руси и методика ее преподавания
Цена, руб. | 3000 |
Номер работы | 44994 |
Предмет | История |
Тип работы | Диплом |
Объем, стр. | 80 |
Оглавление | ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 3 Глава 1. Теоретические подходы к преподаванию истории в школьном курсе 7 1.1. Общая характеристика и значимость преподавания истории 7 1.2. Специфика преподавания отечественной истории 17 Глава 2. Основные особенности культуры Древней Руси 28 2.1. Общая характеристика и периодизация истории Древней Руси 28 2.2. Культура Древней Руси: развитие и характеристика 34 Глава 3. Разработка методики преподавания культуры древней Руси 39 3.1. Общая характеристика методики преподавания культуры Древней Руси 39 3.2. Разработка и характеристика программы по изучению культуры Древней Руси 48 3.3. Анализ результатов изучения культуры Древней Руси по разработанной программе 58 Заключение 61 Список литературы 63 Приложения 69 Объектом исследования выступает качество историко-культурных представлений о культуре Древней Руси современных школьников. Предметом исследования является система приемов изучения культуры Древней Руси в школьном курсе. Гипотеза исследования основывалась на предположении о том, что изучение культуры Древней Руси в современной школе позволит повысить уровень интеллектуальной культуры учащихся и способствует развитию понимания историко-культурного процесса развития России как целостного государства. Цель исследования заключается в том, чтобы на основе анализа научно-методической литературы разработать систему авторских уроков, связанных с комплексным изучением культуры Древней Руси. Исходя из цели, предмета, были определены следующие задачи диссертационного исследования: - проанализировать различные подходы к определению терминов «культура Древней Руси», «развитие культуры Древней Руси», «роль культуры Древней Руси в истории»; - определить качество информации о культуры Древней Руси в учебниках истории; - провести подборку информационных материалов для нетрадиционных уроков; - разработать авторскую программу и систему уроков на основе комплексного подхода к изучению культуры Древней Руси. Историографический обзор работы определили исследования по применению средств различных обучений на уроках истории в средней школе А.А. Вагина, А.И. Стражева, Е.Е. Вяземского, И.Я. Лернера. Проведенное исследование базируется на концепции о роли культуры Древней Руси в становлении русского государства В.О.Ключевского, Н.М.Карамзина, С.М.Соловьёва, С.Н. Гуриева, Г. Олпорта, П.А. Сорокина, А.А. Гущина. В методическом аспекте опорными стали работы О.Н. Журавлевой, Э.В. Ваниной, Л.К. Ермолаевой, О.В. Воробьевой, А.А. Домахина, М.В. Виноградовой, Е.В. Путинцевой, М.И, Ерохиной. В ходе исследования были использованы следующие методы: - теоретические: анализ научной и методической литературы, моделирование, проектирование уроков; - эмпирические: изучение педагогической документа¬ции, анализ тестовых заданий, наблюдения, обобщение педагогического опыта учителей истории. Структура и основное содержание исследования Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. В первой главе определяется методологическая база исследования. Изучаются различные подходы к определениям «культура Древней Руси», «развитие культуры Древней Руси», «роль культуры Древней Руси в истории». Проводится целенаправленный анализ информации о влиянии культуры Древней Руси на ход исторических событий и процессов. Производится анализ учебников с целью определения качества информации об культуре Древней Руси, рассматриваются поурочные разработки и методические рекомендации по проведению внеурочных занятий по истории для систематизации и обобщения информации о наличии дополнительных материалов об культуре Древней Руси. Во второй главе изучается культура Древней Руси, обосновывается необходимость их рассмотрение в школе. Исследуется система уроков по истории с целью повышения представлений о культуре Древней Руси современных школьников. В заключении делается вывод по итогам работы. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Альтернативные пути к цивилизации / Федер. целевая программа «Гос. поддержка интеграции высш. образования и фундамент. науки на 1997— 2000 гг.» ; Н. Н. Крадин и др. (ред.). — Москва : Логос, 2000 — 367 с. 2. Андреев, И.Л. История России с древнейших времен до 1861 года: Учебник для бакалавров / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.А. Федоров . - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2012. - 712 c. 3. Анисимов, Е. История России от Рюрика до Путина. Люди, события, даты / Е. Анисимов. - СПб.: Питер, 2013. - 592 c. 4. Арапова, Г.З. Игровое обучение на уроках истории и обществознания / Г.З. Арапова // Преподавание истории в школе. - 2014. - № 2. - С.16-20. 5. Ванина, Э.В. Теория и методика обучения истории. Словарь-справочник / Э.В. Ванина, Л.К, Ермолаева, О.Н. Журавлева; под ред. В.В. Барабанова и Н.Н. Лазуковой. - М., 2007. – 230 с. 6. Варакина, И.И. Нестандартные уроки истории. 11 класс / сост. И.И. Варакина, С.В. Парецкова. - Волгоград: Карифей, 2006. – 125 с. 7. Васильев, В.И. Повторяется ли история?: О периодических процессах в политической истории России / В.И. Васильев. - М.: ЛКИ, 2016. - 160 c. 8. Вилков, М.И. История России: иллюстрированный путеводитель / М.И. Вилков, Д.М. Шарковский. - М.: Эксмо, 2016. - 96 c. 9. Волков, В.А. История России с древнейших времен до конца XVII века: Учебник и практикум для академического бакалавриата / В.А. Волков. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 452 c. 10. Вурста, Н.И. История России: Даты, события, личности / Н.И. Вурста.. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 191 c. 11. Горинов, М.М. История России. 10 класс. В 2-х т.История России. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / М.М. Горинов. - М.: Просв., 2013. - 543 c. 12. Горский В. С. Философские идеи в культуре Киевской Руси XI – начала XII вв. / В. С. Горский. – К. : Наукова думка, 1988. – 215 с. 13. Горский, А. А. Возникновение русской государственности и «призвание варягов» / А. А. Горский // Вестник Московского университета. — Сер. 8: История. — 2012 — № 5. — С. 10—19. 14. Горский, А. А. Зарождение русской государственности : ключевые про- блемы / А. А. Горский // Вестник Московского университета. — Сер. 12. Политические науки. — 2012 — № 6. — С. 16—34. 15. Громов М. Н., Мильков В. В. Идейные течения древнерусской мысли / М. Н. Громов, В. В. Мильков. – СПб. : РХГИ, 2001. – 960 с. 16. Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (9–12 вв.). Курс лекций / И. Н. Данилевский. – М. : Аспект Пресс, 1998. – 400 с. 17. Данилов, А.А. История России с древнейших времен до наших дней в вопросах и ответах / А.А. Данилов. - М.: Проспект, 2016. - 320 c. 18. Данилов, А.А. История России, 1945-2008 / А.А. Данилов. - Просвещение, 2008. – 200 с. 19. Девятов, С.В. История России. Краткий курс / С.В. Девятов. - М.: Проспект, 2016. - 176 c. 20. Джаксон, Т. Н. Рюриковичи и Скандинавия / Т. Н. Джаксон // Древнейшие государства Восточной Европы : материалы и исслед. / Рос. акад. наук, Ин-т всеобщ. истории ; [редкол.: Е. А. Мельникова (отв. ред.) и др.]. — Москва : Наука, 2008 — № 2005. — С. 203—227. 21. Дорожкина Н.И. Современный урок истории: использование мультимедийных презентаций: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2009. – 176 с. 22. Ерохина, М.И. Историческая личность: современные методики изучения /М.И. Ерохина // Преподавание истории в школе. – 2008. - №6. - С.50. 23. Жукова, Л.В. История России в датах: справочник / Л.В. Жукова, Л.А. Кацва.. - М.: Проспект, 2013. - 320 c. 24. Зверев, В.В. История России. Краткий курс / В.В. Зверев. - М.: Проспект, 2016. - 624 c. 25. Земцов, Б. История России: Учебное пособие для студ. техн. ВУЗов / Б. Земцов, А. Шубин. - СПб.: Питер, 2013. - 416 c. 26. Зуев, М.Н. История России: Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / М.Н. Зуев, С.Я. Лавренов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 545 c. 27. Измозик, В.С. История России. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / В.С. Измозик, С.Н. Рудник; под ред. Р.Ш.Ганелина. - М.: ВЕНТАНА-ГРАФ, 2011. – 450 с. 28. История России: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ, 2012. - 687 c. 29. Кириллов, В.В. История России: Учебник для СПО / В.В. Кириллов, М.А. Бравина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 502 c. 30. Колесов В. В. Древняя Русь: наследие в слове. Мир человека / В. В. Колесов. – СПб. : Философский факультет Санкт-Петербургского государственного университета, 2000. – 326 с. 31. Королёв, А. С. Политический строй Руси в конце X — начале XI в. / А. С. Королёв // Преподаватель XXI век. — 2013 — № 3. — Ч. 2. — С. 274—282. 32. Кривоносов, М.М. История гражданского общества России от Рюрика до наших дней / М.М. Кривоносов, В.Г. Манягин. - М.: Книжный мир, 2015. - 448 c. 33. Кузнецов, И.Н. История России в таблицах и схемах / И.Н. Кузнецов.. - Мн.: Букмастер, 2013. - 320 c. 34. Кузьмина, В.К. Методические аспекты применения модернизационного подхода при изучении исторических процессов / В.К. Кузьмина // Преподавание истории в школе. – 2014. - №2. – С.31-35. 35. Кучкин, В. А. Древнерусские княжества и их города в середине IX — первой трети XIII в. / В. А. Кучкин // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2013 — № 3. — Ч. 2 (сент.). — С. 74—75. 36. Левандовский, А.А. История России. 11 класс / А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов. - М.: Просвещение, 2008. – 250 с. 37. Литаврин, Г. Г. Византия, Болгария, Древняя Русь (IX — начало XII в.) / Г. Г. Литаврин ; РАН, Ин-т славяноведения. — Санкт-Петербург : Алетейя, 2000 — 415 с. 38. Лукин, П. В. Новгородское вече / П. В. Лукин ; [отв. ред. В. А. Кучкин] ; Ин-т рос. истории РАН. — Москва : Индрик, 2014 — 607 с. 19 39. Лурье, Я. С. Россия Древняя и Россия Новая / Я. С. Лурье. — Санкт-Пе- тербург : Дмитрий Буланин, 1997 — 408 с. 40. Мартынова, Е. И. Крещение Киевской Руси как религиозная стратегия формирования культурной идентичности / Е. И. Мартынова // Теория и практика общественного развития. — 2012 — № 3. — С. 191—194. 41. Матюхин, А.В. История России: Учебник / А.В. Матюхин, Ю.А. Давыдова, Р.Е. Ализабаева. - М.: МФПУ Синергия, 2016. - 336 c. 42. Мацкевич, А.Д. О некоторых методологических проблемах преподавания истории и обществознания в школе (взгляд социолога) / А.Д. Мацкевич // Преподавание истории в школе. – 2013. - №5. – С.63-68. 43. Назаренко, А. В. Братское совладение, отчина, сеньорат (династический строй Рюриковичей X—XII вв. в сравнительно-историческом аспекте) / А. В. Назаренко // Древнейшие государства Восточной Европы : матери- алы и исслед. / Рос. акад. наук, Ин-т всеобщ. истории ; [редкол.: Е. А. Мельникова (отв. ред.) и др.] — Москва : Наука, 2008 — С. 132—179. 44. Негрий, А.А. Модель непрерывного нравственного образования в средней школе / А.А. Негрий // Преподавание истории в школе. – 2014. - №2. – С.35-39. 45. Несмелова, М.Л. Реализация требований ФГОС в новых школьных учебниках истории / М.Л. Несмелова // Преподавание истории в школе. – 2014. - №1. – С.26-29. 46. Нестеренко, Е.И. История России: Учебно-практическое пособие / Е.И. Нестеренко. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2012. - 296 c. 47. Никифоров, Ю.А. Новейшая история России: преподавание в школе: Учебное пособие / Ю.А. Никифоров, Е.Е. Вяземский, А.Н. Иоффе; Под ред. В.Д. Нечаев. - : Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 384 c. 48. Орлов, А.С История России в схемах: Учебное пособие / А.С Орлов, В.А. Георгиев и др. - М.: Проспект, 2016. - 304 c. 49. Орлов, А.С. История России в датах / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - М.: Проспект, 2013. - 48 c. 50. Поляков, А. Н. Административно-территориальное устройство Киевской Руси / А. Н. Поляков // Вестник Оренбургского государственного уни- верситета. — 2013 — № 9 (сент.). — С. 42—47. 51. Рыбаков, Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII—XIII вв. / Б. А. Рыбаков. — 2-е изд., доп. — Москва : Наука, 1993 — 468 с. 52. Сафразьян, А.Л. История России. Конспект лекций: Учебное пособие / А.Л. Сафразьян.. - М.: Проспект, 2013. - 96 c. 53. Свердлов, М. Б. Домонгольская Русь : князь и княжеская власть на Руси VI — первой трети XIII в. / М. Б. Свердлов. — Санкт-Петербург : Академ. проект, 2003 — 667 с. 54. Семенникова, Л.И. История России: Учебное пособие / Л.И. Семенникова и др. - М.: КДУ , 2012. - 400 c. 55. Семикопова Т. В. Философско-антропологические представления в русской духовной культуре XII века: от теории к практике: автореф. дисс. к-та филос. наук: 09.00.13. – Нижний Новгород : НГПУ, 2011. – 239 с. 56. Славяне и Русь : проблемы и идеи : концепции, рожденные трехвековой полемикой, в хрестоматийном изложении / отв. ред. А. Ф. Киселёв ; сост. А. Г. Кузьмин. — 2-е изд. — Москва : Флинта : Наука, 1999 — 484 с. 57. Славяне и скандинавы / пер. с нем. Г. С. Лебедева ; общ. ред. Е. А. Мель- никовой. — Москва : Прогресс, 1986 — 416 с. 42 Стефанович, П. С. «Сказание о призвании варягов» или Origo gentis russorum? / П. С. Стефанович // Древнейшие государства Восточной Европы. 2010 : предпосылки и пути образования Древнерус. государства / Ин-т всеобщей истории РАН ; отв. ред. сер. Е. А. Мельникова. — Москва : Рус. фонд содействия образованию и науке, 2012 — С. 513—582. 58. Студеникин, М.Т. Современные тенденции методики преподавания в школе / М.Т. Студеникин // Преподавание истории в школе. – 2014. - №1. – С.7-9. 59. Темушев, С. Н. К вопросу о причинах политической раздробленности Древней Руси / С. Н. Темушев // Русь, Россия. Средневековье и Новое время. — 2013 — № 3. — С. 56—60. 60. Фроянов, И. Я. Киевская Русь : очерки социально-политической исто- рии / И. Я. Фроянов. — Ленинград : Изд-во Ленингр. ун-та, 1980 — 256, [3] с. 54 Хлевов, А. А. Норманнская проблема в отечественной исторической науке. — Санкт-Петербург : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1997 —108 с. 61. Чумакова Т. В. Образ человека в культуре Древней Руси (опыт философско- антропологического анализа): дисс. д-ра филос. наук: 09.00.03. – СПб. : ЦОП СПбГУ, 2002. – 409 с. 62. Чураков, Д.О. История России: Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Д.О. Чураков, С.А. Саркисян. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 431 c. 63. Янин, В. Л. Очерки истории средневекового Новгорода / В. Л. Янин. — Москва : Языки славян. культур, 2008 — 425 с. |
Цена, руб. | 3000 |
Заказать работу «Культура Древней Руси и методика ее преподавания»
Отзывы
-
19.12
С радостными новостями ) Спасибо что спокойствие дарили и твердость!
Елена -
12.12
огромнейшее спасибо за помощь!
юля -
09.12
Оплатили 1200 рублей за эссе. спасибо большое вам! с уважением, Оксана
Оксана