Ответы к экзамену философия 116с
Цена, руб.2000
Номер работы5150
ПредметФилософия
Тип работы Ответы на ГОСы
Объем, стр.78
Оглавление"Экзаменационный билет № 1 (год)
философия
1. Первая попытка объяснить мир в не-мифологических образах предпринята в эпоху:
a. средневековья
b. ренессанса
c. античности
d. Нового времени
2.Человека как «общественное животное» определил:
a. Аристотель
b. Гераклит
c. Демокрит
d. Сократ
e. Платон
3. Ядром теории познания учение о припоминании признавал:
a. Сократ
b. Демокрит
c. Гераклит
d. Платон
e. Аристотель
4. Философские позиции Элейской школы выражают суждения:
a. Движение невозможно
b. Рациональное познание есть истинное познание
c. Вся Вселенная есть различное сочетание атомов
d. Для движения атомов необходимо существование пустоты
e. Основой мироздания является «апейрон».
5. Средневековый философ, создавший учение о гармонии веры и разума, гармонии истин откровения и истин науки:
a. Абеляр
b. Фома Аквинский
c. Роджер Бэкон
d. Дунс Скотт
e. Августин
6. Тип мировоззрения, характерный для эпохи Возрождения, в основе которого лежит признание ценности человека как личности гуманизм
7. Умонастроение, преобладавшее в эпоху Возрождения …
a. Гуманизм
b. Реализм
c. Идеализм
d. Материализм
e. Романтизм
8. Родоначальником европейского рационализма являются:
a. Декарт
b. Бэкон
c. Гоббс
d. Локк
e. Спиноза
9. Родоначальником европейского эмпиризма является:
a. Спиноза
b. Декарт
c. Гоббс
d. Локк
e. Бэкон
10. Категории, относящиеся к философской системе Канта:
a. Вещь в себе
b. Априорные понятия
c. Категорический императив
d. Субстанция и модусы.
e. Интеллектуальная интуиция
11. Система методов, способов научного и практического исследования действительности: эксперимент
12. По определению в марксистской философии диалектика, это:
a. учения о законах дискуссии;
b. учение о логических противоречиях;
c. учение об общих законах развития природы, общества и мышления;
d. учение о законах движения в природе;
13. Исторические формы диалектики:
a. стихийная диалектика античности;
b. диалектика неопозитивизма;
c. идеалистическая диалектика;
d. антропологическая диалектика;
e. диалектика К. Маркса.
14. Сознание – это …
a. нейрофизиологический процесс в мозге человека.
b. разумное отношение человека к миру.
c. свойство высокоорганизованной материи отражать объективный мир.
d. божественный дар.
15. По своей сущности сознание:
a. материально,
b. трансцендентально,
c. пассивно.
d. идеально
16. Проблемы, относящиеся к глобальным:
a. Предотвращение войн, в первую очередь термоядерной;
b. Гармонизация отношений общества и биосферы;
c. Строительство тоннеля под Ла-Маншем;
d. Рациональное воспроизводство населения планеты;
17. Теорию «открытого общества» предложил:
a. Дж. Форрестер;
b. Печчеи;
c. Пестель;
d. Д. Сахаров;
e. Поппер
18. Формы рационального познания:
a. суждение
b. понятие
c. умозаключение
d. представление
e. восприятие
19. Крайняя форма субъективного идеализма, признающая тезис: «Существую только Я и мои ощущения»:
a. рационализм
b. солипсизм
c. эмпиризм
d. скептицизм
e. агностицизм
20. Совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека мировоззрение.

Проблемные вопросы
1. Диалектика и метафизика как философские способы мышления.
2. Немецкая классическая философия: И.Фихте, Ф.Шеллинг, Л.Фейербах.

Экзаменационный билет № 2 (год)
философия

1. Аристотель первичным и действительностью называл:
a. Атомы
b. Первоматерию
c. Человека
d. Идеи
e. Форму
2. Основы формальной логики разработал:
a. Аристотель
b. Зенон
c. Гераклит.
d. Платон
e. Сократ
3. Древнегреческий философ, доказывающий в своих апориях противоречие между разумом и чувствами: Зенон
4. Парменид «истинное бытие» характеризует понятиями:
a. Неподвижность
b. Неизменность
c. Вечность
d. Движение
e. Становление
5. Философия в Средние века занимала подчиненное положение по отношению к …
a. Богословию
b. Науке
c. Эстетике
d. Этике
e. Психологии
6. Термин “Возрождение” означает восстановление интереса к …
a. Язычеству
b. Первобытности
c. Античности
d. Средневековью
e. Христианству
7. Тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр и высшая сила мироздания: антропоцентризм
8. Спиноза, в качестве субстанции, основы мироздания признавал:
a. Апейрон
b. Атом
c. Материю
d. Природу
e. Электрон
9. Человеческое сознание есть «чистая доска», которая заполняется благодаря опыту, - считал:
a. Локк
b. Юм
c. Гоббс
d. Декарт
e. Беркли
10. Исходный пункт философии Гегеля:
a. Абсолютная идея
b. Материя
c. ""Вещь в себе""
d. Сознание субъекта
e. Бог
11. Понятия «бытие» и «существование»:
a. Противоположны.
b. По объему «существование» шире.
c. По объему «бытие» шире
d. «Бытие» философская категория, а «существование» - обыденное.
12. Мысленное и реальное расчленение объекта на элементы: анализ.
13. Понятия, относящиеся к диалектическому закону единства количественных и качественных изменений:
a. число;
b. скачок;
c. отрицание
d. пространство;
e. мера.
14. Понятия относящиеся к закону отрицания отрицания:
a. качество;
b. анализ;
c. индукция;
d. синтез;
e. преемственность.
15. Типы познания:
a. Научное;
b. обыденное
c. художественное;
d. эмоциональное;
e. Детское.
16. Источником нашего сознания для материалиста выступает…
a. Объективный мир,
b. ощущения субъекта,
c. разум человека,
d. бог.
17. Носителем человеческого сознания для материалиста является:
a. мозг,
b. бог,
c. душа,
d. априорные формы.
18. Признаки, присущие философскому мировоззрению:
a. Системность
b. Наглядность
c. Абстрактность
d. Эмпирическая обоснованность
e. Максимальная общность
19. Историческая форма идеализма, провозглашающая независимость идеального начала от материи и от сознания человека:
a. объективный
b. последовательный
c. диалектический
d. критический
e. субъективный
20. Философское направление, признающее сознание (дух) первичным, а материю – вторичной: идеализм

Проблемные вопросы
1. Философское учение Аристотеля.
2. Право как объект философского анализа. Правовые проблемы глобального мира."

"Экзаменационный билет № 3 (год)
философия
1. Автор высказывания - «Вода всем прародитель»:
a. Анаксимен
b. Демокрит
c. Фалес
d. Платон
e. Парменид
2. Понятием «сущее» Левкипп и Демокрит называли: атомы
3. Автор высказывания: «На огонь обменивается все, и огонь на все, подобно тому, как на золото — товары, и товары — на золото»?
a. Гераклит
b. Анаксимандр
c. Анаксимен
d. Фалес
e. Платон
4. Основные положения философии Платона выражены в суждениях:
a. Познание есть припоминание
b. Мир состоит из атомов
c. Первичен мир идей
d. Есть бытие, небытия нет
e. Управлять обществом должны философы
f. Источником познания является опыт
5. Термин, обозначавший в средневековой философии общие понятия - универсалии
6. Универсалии существуют независимо от сознания, утверждал в средневековой философии …
a. Номинализм
b. Реализм
c. Универсализм
d. Концептуализм
e. Догматизм
7. Философия средневековья складывалась на основании источников:
a. милетской философии;
b. философии Аристотеля;
b. платоновской философии;
c. Священное писание;
d. Рыцарские романы;
8. Дуалистической является философская система:
a. Декарта
b. Бэкона
c. Гоббса
d. Локка
e. Спинозы
9. Английский философ Нового времени, высказавший мысль о том, что ""быть"" - значит ""быть воспринимаемым"": Д. Беркли
10.Понятие «категорический императив» сформулировал:
a. Кант d. Гегель
b. Фихте e. Фейербах
c. Шеллинг
11. Мыслитель, сформулировавший философское определение материи:
a. Кант.
b. Фейербах.
c. Маркс.
d. Ленин.
e. Энгельс
12. Способом и основными формами существования материи являются:
a. Движение.
b. Мышление.
c. Пространство.
d. Время.
e. Отражение.
13. Понятия, относящиеся к закону единства и борьбы противоположностей:
a. содержание;
b. развитие;
c. качество;
d. эволюция;
e. разрешение.
14. Основные законы диалектики впервые сформулировал:
a. Платон;
b. Гераклит;
c. Маркс;
d. Гегель;
e. Шеллинг.
15. Гносеологическое направление, признающее приоритетным познание разумом:
a. Сенсуализм;
b. рационализм;
c. агностицизм;
d. скептицизм.
16. Философское направление, отрицающее возможность познания мира:
a. Рационализм;
b. агностицизм;c. сенсуализм;
d. скептицизм;
17. Основные элементы сознания:
a. Самосознание,
b. знание,
c. эмоции и чувства,
d. подсознание,
e. воля,
f. гипотеза.
18. Высказывание: «Наш мозг выделяет наши мысли, как печень выделяет желчь» характеризует позицию:
a. Идеалистическую,
b. Субъективно идеалистическую,
c. религиозную,
d. вульгарно материалистическую,
e. диалектического материализма.
19. Отечественный мыслитель разработавший учение о ноосфере:
a. Циолковский;
b. Вернадский;
c. Чижевский;
d. Умов.
20. Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения на уровне чувств составляет:
a. мироощущение
b. мировосприятие
c. миропонимание
d. морально-волевые установки
e. абстракция

Проблемные вопросы
1. Диалектическое учение Гегеля.
2. Основные сфера жизнедеятельности общества.

Экзаменационный билет № 4 (год)
философия
1. Древнегреческий философ, утверждавший, что основой всего сущего является беспредельный «апейрон»:
a. Анаксимандр
b. Анаксимен
c. Фалес
d. Демокрит
2. Философ, утверждавший идею о существовании множества миров
a. Демокрит
b. Платон
c. Аристотель
d. Пифагор
e. Сократ
3. Автор высказывания: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку»
a. Парменид
b. Фалес
c. Гераклит
d. Платон
4. Античный философ, автор атомистической трактовки бытия:
a. Аристотель
b. Демокрит
c. Платон
d. Сократ
e. Пифагор
5. Направление средневековой философии, утверждавшее, что универсалии существуют независимо от сознания реализм
6. Пантеизм объединяет и отождествляет …
a. Бога и природу
b. Науку и религию
c. Бога и человека
d. Человека и природу
e. Философию и религию
7. Эпоха в истории европейских стран, переходная от средних веков к Новому времени, характеризующаяся восстановлением идеалов античности: Ренессанс
8. Спиноза конкретными состояниями единой субстанции «природы-бога», ее материальными проявлениями называл: модусы
9. Исходный пункт, начало всякого познания, философского мышления по Декарту:
a. Чувственное восприятие
b. Априорные формы рассудка
c. Сомнение
d. Агностицизм
e. «Вещь в себе»
10. Категории, относящиеся к философской системе Гегеля:
a. Абсолютная идея
b. Закон отрицания отрицания
c. Вещь в себе
d. Философское сомнение
e. Категорический императив
11. В диалектическом материализме ""материя"" понимается как:
a. Атомы.
b. Физические тела.
c. Масса.
d. Философская категория.
e. Вакуум.
12. Философ, впервые изложивший целостную философскую теорию диалектики:
a. Гераклит;
b. Кант;
c. Гегель.
d. Маркс;
13 Утверждение, что с точки зрения диалектического процесса познания чувственное познание само не имеет особой значимости, поскольку истинное знание дается на теоретическом уровне:
a. Верно;
b. Неверно;
c. Субъективно;
d. Относится только к естественнонаучным знаниям;
14. Формы чувственного познания:
a. Ощущение;
b. суждение;
c. восприятие;
d. представление;
e. Умозаключение.
15. Человеческое сознание является:
a. пассивным,
b. творческим,
c. механическим,
d.активным.

16. Мышление и язык:
a. Взаимосвязаны,
b. Не взаимосвязаны
c. Противоположны
d. Тождественны
17. Познавательно-интеллектуальные аспекты мировоззрения отображаются:
a. в мироощущении
b. в миропонимании
c. в мировосприятии
d. моральных установках общества и личности
e. только в подсознании
18. Философская концепция, сводящая сложное к простому – это:
a. редукционизм
b. феноменологизм
c. абстракционизм
d. агностицизм
e. эмпиризм
19. Философское направление, выражающее сомнение в возможности достоверного знания:
a. рационализм
b. скептицизм
c. агностицизм
d. солипсизм
e. эмпиризм
20. Целеполагающая деятельность характерна для:
a. всех живых существ
b. животного
человека

Проблемные вопросы
1.Гносеология и этика И.Канта.
2. Основной вопрос философии (по работе Ф.Энгельса «Л. Фейербах и конец немецкой классической философии»)."
"Экзаменационный билет № 5 (год)
философия
1. Античный мыслитель, признавший первичность мира идей по отношению к реальному бытию вещей:
a. Платон
b. Аристотель
c. Сократ
d. Демокрит
e. Гераклит
2. Число в качестве первоосновы мира выступает в учении:
a. Пифагора
b. Фалеса
c. Сократа
d. Аристотеля
e. Анаксимандра
3. Платоновское ""кажущееся бытие"" означает:
a. Идеи
b. Атомы
c. Космос
d. Мировую душу
e. Чувственно воспринимаемые вещи
4. «Майевтика» является методом познания:
a. Сократа
b. Пифагора
c. Платона
d. Аристотель
e. Эпикура
5. Вера противопоставлялась в средневековье …
a. Желанию
b. Разуму
c. Чувству
d. Эмоциям
e. Умению
6. Теоцентризм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о главенстве …
a. Человека
b. Природы
c. Космоса
d. Науки
e. Бога
7. Основным понятием философии Спинозы является: модус
8. Самый совершенный путь познания, по мнению Ф. Бэкона:
a. «Путь паука»
b. «Путь пчелы»
c. «Путь муравья»
d. Божественный путь
e. Путь самопознания
9. Создатель и систематизатор диалектики как философского метода:
a. Гегель
b. Декарт
c. Маркс
d. Юм
e. Кант
10. Априорными формами Кант называл:
a. Врожденные идеи,
b. продукты разума,
c. доопытные знания,
d. чувственные восприятия.
11. Способ существования материи:
a. Движение.
b. Пространство.
c. Время.
d. Взаимообусловленность.
e. Причинность.
12. Классификацию основных форм движения произвел:
a. Бэкон.
b. Декарт.
c. Лейбниц.
d. Фейербах.
e. Энгельс.
13. К рациональному познанию относятся:
a. Понятие;
b. восприятие;
c. суждение;
d. умозаключение;
e. Представление.
14. Недостаток сенсуализма и рационализма состоит в:
a. метафизичности.
b. диалектичности.
c. односторонности;
d. неадекватности отражения;
15. Язык является:
a. Самостоятельным по отношению к мысли;
b. Определяющим мысль и ее содержание;
c. формой выражения идеального.
16. Гилозоизм – это…
a. Признание человеческого сознания,
b. наделение всей природы сознанием,
c. признание одухотворенности живой природы.
17.Создатель концепции деконструктивизма:
a. Деррида;
b. Арон;
c. Дж. Гэлбрейт;
d. Масуда;
e. Тоффлер.
18. Целостное представление о предметах и явлениях в процессе познания формирует:
a. мироощущение
b. мировосприятие
c. миропонимание
d. моральные установки
e. религиозные позиции
19. Идеалистическое направление, признающее бога в качестве создателя природы, но не вмешивающегося в дальнейшем в бытие созданного:
a. пантеизм
b. деизм
c. дуализм
d. атеизм
e. монотеизм
20. Важнейшими атрибутами материи являются:
a. вкус
b. пространство
c. форма
d. время

Проблемные вопросы
1. Особенности объективного идеализма Платона.
2. Проблема познаваемости мира. Исторические формы агностицизма и их социальные и гносеологические корни.

Экзаменационный билет № 6 (год)
философия
1. Под «истинным бытием» Платон понимал:
a. Идеи
b. Чувственно воспринимаемые вещи.
c. Материю
d. Атомы
e. Космос
2. Философ, связавший добродетель со знанием, создавший концепцию этического рационализма:
a. Гераклит
b. Анаксагор
c. Сократ
d. Платон
e. Аристотель
3.Основой всех качественных состояний бытия Аристотель считал:
a. форму,
b. атомы,
c. первоматерию,
d. идеи.
4. Значение категории ""апория"":
a. Неразрешимое противоречие
b. Опыт
c. До опытное знание
d. Исходная посылка
e. Основа законов природы
5. Основная задача средневековой философии состояла в …
a. Разработке морально-этического кодекса
b. Выработке методологической базы частных наук
c. Построении учения о душе
d. Защите веры, ответе на вопрос о существовании Бога
6. Авторы утопических произведений эпохи Возрождения:
a. Кампанелла
b. Роттердамский
c. Т.Мор
d. Макиавелли
e. Петрарка
7. Родоначальник гуманизма в эпоху Возрождения
a. Кампанелла
b. Петрарка
c. Коперник
d. Макиавелли
8. Субъективный идеализм характерен для:
a. Беркли
b. Платона
c. Локка
d. Декарта
e. Гегеля.
9. Объективный идеализм характерен для:
a. Платона
b. Гегеля
c. Беркли
d. Локка
e. Декарта
10. Гносеологическая позиция Канта выражена в суждении:
a. «Вещь в себе» непознаваема, познаваемо только «явление»
b. «Вещь в себе» и «явления» непознаваемы
c. Разум единственный источник и критерий истины
d. Явление непознаваемо, познаваема лишь «вещь в себе»
11. Философская категория, обозначающая соответствие знания действительности и цель всякого познания: истина
12. Отождествление материи с субстанцией:
a. Верно.
b. Ошибочно
c. Недостаточно
d. Субъективно
13. Философ, создавший диалектическую философию природы:
a. Гераклит;
b. Бэкон;
c. Шеллинг;
d. Гегель;
e. Энгельс.
14. Впервые в истории философии «наивную диалектику» создал:
a. Фалес;
b. Платон;
c. Гераклит;
d. Аристотель;
e.Демокрит
15. Суждение о том, что интуиция не только не помогает в познании, но и является помехой в процессе познания:
a. Истинно.
b. Ложно
c. Рационально
d. Субъективно
16. Принципиальным в процессе познания является:
a. наличие субъекта познания;
b. наличие объекта познания;
c. необходимо наличие и субъекта и объекта познания;
d. наличие средств познания;
e. наличие абсолютного самосознании
17. Отражение определяется как:
a. Всеобщее свойство материи,
b. свойство неживой природы,
c. свойство человеческого сознания,
d. свойство живой природы.
18. Мотивы, определяющие человеческое поведение по Фрейду:
a. Религиозные,
b. этические,
c. бессознательные,
d. осознанные,
e. аффективные,
f. социальные
19. Наиболее существенный критерий прогресса в настоящее время:
a. Экологическая безопасность;
b. Экономическая эффективность;
c. Изменение форм собственности;
d. уровень развития производительных сил
20.Учение о развитии природы, общества и мышления: диалектика

Проблемные вопросы
1. Особенности средневековой философии. Философия патристики.
2. Проблема соотношения общественного бытия и общественного сознания ."
"Экзаменационный билет № 7 (год)
философия
1. Представители Элейской школы философии Древней Греции:
a. Ксенофан
b. Парменид
c. Зенон
d. Сократ
e. Гераклит
f. Пифагор
2. Философ, в основе теории познания которого лежит утверждение: ""знание — это припоминание того, что душа когда-то узнала, а потом забыла"": Платон
3. Основатель диалоговой формы изложения философии: Сократ
4. Представители средневековой философии:
a. Уильям Оккам
b. Дунс Скотт
c. Парменид Элейский
d. Макиавелли
5. Направление средневековой философии, отрицавшее реальное существование общих понятий, считая их словесными обозначениями - номинализм
6. Основные направления в философии Ренессанса:
a. гуманизм;
b. неотомизм;
c. натурфилософия;
d. экзистенциализм;
e. социальная философия.
7. Положение: ""знание - сила"" сформулировал:
a. Декарт
b. Гоббс
c. Спиноза
d. Юм
e. Бэкон
8. «Без субъекта нет объекта» утверждал:
a. Беркли
b. Демокрит
c. Платон
d. Локк
e. Юм
9. Материализм Фейербаха является:
a. Диалектическим
b. Антропологическим
c. Наивным
d. Механистическим
10. Кант отрицает возможность познания…
a. Человека,
b. мира явлений,
c. природы,
d. бога,
e. «вещей в себе».
11. Всеобщее свойство материи:
a. Статичность.
b. Отражение.
c. Существование.
d. Притяжение.
e. Мышление.
12. Источник диалектического развития:
a. первотолчок;
b. перводвигатель;
c. конкретность;
d. внутренние противоречия;
e. внешние противоречия;
13. Понятия «объект познания» и «объективная реальность»:
a. Равно объемны;
b. «объективная реальность» шире.
c. «объект познания» шире
d. Противоречащие друг другу
14. Истинность теории проверяется:
a. на практике;
b. разумом;
c. чувствами;
d. математическими доказательствами;
e. мнением субъекта.
15. Тезис «Сознание является результатом эволюции и развития абсолютной идеи» выражает позицию:
a. Фейербаха,
b. Лейбница,
c. Гегеля,
d. Канта,
e. Фихте.
16. Наиболее ярко выраженная характеристика человечества современной эпохи, играющая важную роль в становлении постиндустриального мирового пространства:
a. Умеренность;
b. Экофильность;
c. Толерантность;
d. Благоразумие;
e. Агрессивность.
17. Критерием общественного прогресса является:
a. Уровень развития науки и техники;
b. Темпы развития общественного производства;
c. Степень предоставляемой обществом свободы для творческой самореализации;
d. Уровень культуры общества;
e. Объективного критерия прогресса общества не существует.
18. Функция философии, вырабатывающая общее абстрактно – теоретическое видение мира:
a. аксиологическая
b. критическая
c. мировоззренческая
d. прогностическая
e. методологическая
19. Форма бытия материи, выражающая длительность, смену состояний:
a. время
b. количество
c. пространство
d. движение
20. Движение, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному: прогресс

Проблемные вопросы
1. Милетская школа: основные представители и значение их философских учений для становления и развития мировой философии.
2. Формационная и цивилизационная логика развития истории.

Экзаменационный билет № 8 (год)
философия
1. Нравственное отношение человека к обществу, закону и Богу впервые поставил в центр своей системы?
a. Гераклит,
b. Сократ,
c. Демокрит,
d. Платон,
e. Аристотель.
2. Общим для всех представителей Элейской школы является:
a. Убежденность в ограниченности человеческих чувств в достижении истины
b. Признание существования бога
c. Уверенность в неспособности разума к познанию
d. Отказ от трактовки проблем познания
e. Антропологизм
3. Автор слов: “В споре рождается истина ”:
a. Гераклит
b. Фалес
c. Анаксимандр
d. Платон
e. Аристотель
4. Учение Аристотеля правильно выражают суждения:
a. Материя есть действительность
b. Бог – конечная форма всех форм
c. Душа есть форма тела
d. Вещь формой наделяет человек
e. Бога не существует, он придуман людьми
5. Утверждение, что в эпоху Ренессанса происходит разложение и исчезновение античной культуры, науки и философии…
a. Верно
b. Неверно
6. Основная тенденция в мышлении, идеологии и культуры Ренессанса выражена в суждении:
a. переход от теоцентрического к антропоцентрическому пониманию мира;
b. борьба против антропоцентризма;
c. стремление к мирному сосуществованию со средневековым теократизмом.
7. Учение о призраках (идолах), которые являются препятствием на пути познания мира человеком, создал: Ф. Бэкон
8. Гоббс ""естественное состояние людей"" понимает как:
a. примирение с реальностью
b. любовь к ближнему
c. наслаждение
d. равновесие любви и ненависти
e. война всех против всех
9. Немецкий философ, сформулировавший три закона диалектики:
a. Гегель
b. Кант
c. Фихте
d. Шеллинг
e. Фейербах
10. Автор известных философских трудов: «Критика чистого разума», «Критика практического разума»: Кант
11. Пространство и время являются:
a. Объективными формами существования материи.
b. Формами нашей чувственности.
c. Формами рассудка.
d. Формами субъективной упорядоченности вещей.
e. Продуктами наших ощущений.
12. Для пространства и времени характерно:
a. Быть независимыми.
b. Находиться в единстве.
c. Исключать друг друга.
d. Быть объективными.
e. Быть субъективными.
13. Системностью, обоснованностью и логичностью может быть охарактеризовано:
a. обыденное знание;
b. научное знание;
c. знания наблюдения;
d. художественное отображение действительности;
14. Общенаучные методы познания:
a. эксперимент;
b. анализ;
c. синтез;
d. анатомирование;
e. анкетирование.
15. Человеческое сознание формируется:
a. В утробе матери,
b. Только в социуме.
c. В подсознании
d. В самоизоляции
e. Во время медитации
16. «Искусственный интеллект» является:
a. Реальным отражением сущности техники,
b. Метафорой, выражающей восхищение компьютерной техникой,
c. Техническим средством, дополняющим возможности человеческого разума,
d. Выражающим содержание всемирной паутины.
17. Категория диалектики, парная категории «причина»: следствие
18. Принцип единства мира в марксистской философии выражается в:
a. Абсолютности.
b. Идеальности.
c. Причинности.
d. Материальности.
e. Целесообразности.
19. Вид коммуникативной деятельности человека, использование средств языка для словесного взаимодействия: общение
20. Философское учение о развитии бытия и познания, основанное на единстве и борьбе противоречий, а также их разрешении: диалектика

Проблемные вопросы
1. Основные проблемы философии Возрождения
2. Сознание, его происхождение и сущность."
"Экзаменационный билет № 9 (год)
философия
1. Первая философская школа в истории европейской философии:
a. Пифагорейская
b. Элейская
c. Милетская
d. Атомистов
e. Платоновская
2. Создатель атомистической картины мира:
a. Демокрит
b. Платон
c. Гегель
d. Гераклит
e. Сократ
3. Основная гносеологическая позиция Элейской школы оценивается как:
a. Рационализм
b. Эмпиризм
c. Агностицизм
d. Субъективизм
e. Скептицизм
4. ""Темным познанием"" Демокрит называет:
a. Чувственное познание
b. Интуитивное постижение
c. Абстрактное мышление
d. Знание, посланное богом
e. Любой процесс познания
5. Логика Аристотеля активно использовалась средневековыми мыслителями для …
a. Постижения сущности прекрасного
b. Обоснования догматов веры
c. Развития частных наук
d. Построения основ общества
e. Утверждения гуманистический идеалов
6. Высшая человеческая способность, по Аврелию Августину:
a. Чувство справедливости
b. Вера в Бога
c. Чувство юмора
d. Чувство прекрасного
e. Возможность познания
7. Автор социально-философского трактата «Левиафан»: Т. Гоббс
8. Механистическое объяснение явлений и мира характерно для философии:
a. Нового времени
b. Античности
c. Средних веков
d. Возрождения
e. Диалектики
9. Автор слов: ""Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла бы стать всеобщим законом природы"".
a. Юм
b. Гегель
c. Фейербах
d. Кант
e. Бэкон
10. Бог по Фейербаху:
a. антропоморфен
b. наделен человеческой родовой сущностью
c. абстрактен и существует на небесах
d. существует в душе каждого человека
11. Суть дуализма отражена в суждении:
a. Признание первичности материи.
b. Признание первичности идеального.
c. Тождество мышления и бытия.
d. Признание мышления и протяженности независимыми субстанциями
12. Полное отрицание идеального принадлежит:
Материализму.
Идеализму.
Дуализму.
a. Вульгарному материализму.
b. Плюрализму.
13. Парными категориями диалектики являются:
a. Движение - покой;
b. Форма - содержание;
c. Добро – зло;
d. Причина - следствие;
e. Эгоизм - альтруизм.
14. Основными законами диалектики являются:
a. Закон прибавочной стоимости;
b. Закон единства и борьбы противоположностей;
c. Закон отрицания отрицания;
d. Закон Авогадро;
e. Закон перехода количества в качество.
15. Частнонаучные методы познания:
a. спектральный анализ;
b. анатомирование;
c. метод восхождения от абстрактного к конкретному.
16. Суждение о том, что эксперимент как метод познания одновременно принадлежит и к познавательной, и к практической деятельности человека:
a. Верно;
b. преувеличено.
c. метафизично
d. субъективно
17. Виды бессознательных процессов:
a. Сновидение,
b. понятие,
c. суждение,
d. интуиция,
e. умозаключение,
f. озарение,
18. Формы чувственной ступени отражения:
a. Интуиция,
b. ощущение,
c. суждение,
d. восприятие,
e. представление,
f. понятие.
19. Из имеющихся на Земле круговоротов вещества и энергии все более мощным становится:
a. Геологический;
b. Антропогенный;
c. Биологический;
d. Атмосферный;
20. Категория диалектики, парная категории «необходимость»:случайность

Проблемные вопросы
1. Общая характеристика античной философии.
2. Законы диалектики, их взаимосвязь, всеобщность и объективность.

Экзаменационный билет № 10 (год)
философия
1. Термин «философия» впервые употребил:….
2. Причину непрерывности движения Гераклит видит:
a. В борьбе противоположностей
b. В естественном законе развития природы
c. В преобладании гибкого начала в природе
d. В сверхъестественном
3. Философ, провозглашавший добродетель как самопознание:
a. Сократ
b. Гераклит
c. Платон
d. Аристотель
e. Декарт
4. Учение Фомы Аквинского и основанное им направление католической философии и теологии - томизм
5. ""Макиавеллизм"" осуждался современниками так как:
a. он опирается на религиозное понимание мира;
b. в его основе лежит принцип ""цель оправдывает средства"";
c. макиавеллизм лишен объективности и научности;
6. Социальная теория Т. Мора оценивается как:
a. иллюзорная теория об обществе
b. христианский гуманизм
c. утопический социализм
7. Принцип ""Я мыслю, следовательно, существую"" является исходным тезисом для философии:
a. Декарт
b. Гоббса
c. Локка
d. Беркли
e. Юм
8. Первопричину движения Декарт видел:
a. В материи
b. В человеческом разуме
c. В боге
d. В стихийном сталкивании атомов
e. В сложной структуре мироздания
9. Автор учения об антиномиях разума:
a. Фихте
b. Шеллинг
c. Гегель
d. Кант
e. Фейербах
10. Познавательные способности человека, анализируемые Кантом:
a. рассудок,
b. интуицию,
c. чувственность,
d. разум,
e. заблуждение,
11. Философская теория, признающая тождество мышления и бытия:
a. Материализм.
b. Идеализм.
c. Дуализм.
d. Плюрализм.
12. Категории, относящиеся к теории диалектики:
a. движение;
b. структура;
c. покой;
d. развитие;
e. отрицание.
13. «Конкретное» диалектикой понимается как:
a. объект познания;
b. результат обобщения;
c. результат дедукции;
d. результат синтеза понятий в систему.
14. Дедукция это:
a. путь познания от общего к частному;
b. путь исследования от частного к общему;
c. единство чувственного и рационального.
d. Метафизический путь познания
15. Социальное средство хранения и передачи информации, одно из средств управления человеческим поведением: язык
16. По своей сущности сознание является:
a. материальным,
b. идеальным,
c. трансцендентальным,
d. биологическим
17. Категория диалектики, парная категории «возможное»:
18. Этическое учение, провозглашающее наслаждение основой поведения человека:
a. гедонизм
b. аскетизм
c. субъективизм
d. индивидуализм
e. практицизм
19. Суждение «язык является самостоятельным по отношению к мысли» относится к:
a. естественным языкам;
b. искусственным языкам;
c. языку вообще;
d. языку жестов;
e. языку искусства
20. Мировоззрение, основанное на вере в существование сверхъестественного, одна из предпосылок возникновения философии: мифология



Проблемные вопросы
1. Общая характеристика философии Нового времени.
2. Закон единства и борьбы противоположностей, его объективность и всеобщность."
"Экзаменационный билет № 11 (год)
философия
1. Первая попытка объяснить мир в не-мифологических образах предпринята в эпоху:
a. средневековья
b. ренессанса
c. античности
d. марксизма
e. Нового времени
2. Аристотель первичным и действительностью называл:
a. Первоматерию
b. Атомы
c. Человека
d. Идеи
e. Бога
3. Древнегреческий философ, утверждавший, что основой всего сущего является беспредельный «апейрон»:
a. Анаксимандр
b. Анаксимен
c. Гераклит
d. Фалес
e. Демокрит
4. Средневековый философ, создавший учение о гармонии веры и разума, гармонии истин откровения и истин науки:
a. Абеляр
b. Роджер Бэкон
c. Фома Аквинский
d. Дунс Скотт
e. Августин
5. Тип мировоззрения, характерный для эпохи Возрождения, в основе которого лежит признание ценности человека как личности гуманизм
6. Термин “Возрождение” означает восстановление интереса к …
a. Язычеству
b. Первобытности
c. Античности
d. Средневековью
e. Христианству
7. Родоначальником европейского рационализма является:
a. Локк
b. Бэкон
c. Гоббс
d. Декарт
e. Спиноза
8. Спиноза в качестве субстанции, основы мироздания признавал:
a. Атом
b. Природу
c. Материю
d. Апейрон
e. Электрон
9. Категории, относящиеся к философской системе Канта:
a. Вещь в себе
b. Априорные формы
c. Категорический императив
d. Субстанция и модусы.
e. Врожденные идеи.
10. Автор учения об антиномиях разума:
a. Кант
b. Фихте
c. Шеллинг
d. Гегель
11. Совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека: мировоззрение
12. Крайняя форма субъективного идеализма, признающая тезис: «Существую только Я и мои ощущения»:
a. солипсизм
b. рационализм
c. эмпиризм
d. скептицизм
13. Формы рационального познания:
a. суждение
b. представление
c. понятие
d. умозаключение
e. восприятие
14. Идеалистическое направление, по которому все бытие определяется законами логики – это: панлогизм
15. Историческая форма идеализма, утверждающая зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека:
a. субъективный
b. непоследовательный
c. объективный
d. последовательный
e. диалектический
16. Целостное представление о предметах и явлениях в процессе познания формирует:
a. мироощущение
b. мировосприятие
c. миропонимание
d. моральные установки
e. религиозные позиции
17. Идеалистическое направление, признающее бога в качестве создателя природы, но не вмешивающегося в дальнейшем в бытие созданного:
a. пантеизм
b. дуализм
c. деизм
d. атеизм
e. монотеизм
18. Онтология – это философское учение о:
a. нравственных нормах
b. закономерностях познания
c. структуре общества
d. бытии
e. особенностях поведения
19. Философская категория, обозначающая «лежащее в основе» и выражающее то, что существует само по себе, независимо ни от чего другого: априори
20. Историческая форма идеализма, утверждающая независимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека:
a. непоследовательный
b. субъективный
c. объективный
d. последовательный
e. диалектический

Проблемные вопросы
1. Философия марксизма.
2. Сущность материалистического понимания истории.

Экзаменационный билет № 12 (год)
философия
1. Античный мыслитель, признавший первичность мира идей по отношению к реальному бытию вещей:
a. Аристотель
b. Сократ
c. Демокрит
d. Платон
e. Гераклит
2. Представители Элейской школы философии Древней Греции:
a. Ксенофан
b. Парменид
c. Зенон
d. Сократ
e. Гераклит
f. Пифагор
3. Изречение: ""Платон мне друг, но истина дороже"" принадлежит:
a. Протагору
b. Пифагору
c. Гераклиту
d. Сократу
e. Аристотелю
4. Термин, обозначавший в средневековой философии общие понятия - универсалии
5. Направление средневековой философии, утверждавшее, что универсалии существуют независимо от сознания реализм
6. Философия средневековья складывалась на основании источников:
a. философии Аристотеля;
b. милетской философии;
c. платоновской философии;
d. Священное писание;
e. Рыцарские романы;
7. Эпоха в истории европейских стран, переходная от средних веков к Новому времени, характеризующаяся восстановлением идеалов античности: Ренессанс
8. Дуалистической является философская система:
a. Декарта
b. Бэкона
c. Гоббса
d. Локка
e. Спинозы
9. Спиноза конкретными состояниями единой субстанции «природы-бога», ее материальными проявлениями называл: модус
10. Проблемы, изучаемые И. Кантом в докритический период его деятельности:
a. Этические,
b. антропологические,
c. социальные,
d. метафизические,
e. философии природы
11. Философская концепция, признающая одно начало мироздания, это: монизм
12. Функция философии, способствующая выработке общенаучных методов познания действительности:
a. аксиологическая
b. критическая
c. мировоззренческая
d. методологическая
социальная
13. Философскими суждениями являются:
a. количество энергии в замкнутой системе сохраняется
b. предметы состоят из атомов
c. пространство и время суть формы бытия материальных объектов
d. мир познаваем
14. Категория диалектики, парная категории «общее»: частное
15. Понятия «бытие» и «небытие» в философию ввел:
a. Пифагор.
b. Сократ.
c. Парменид.
d. Платон.
e. Аристотель.
16. Философская концепция, признающая два равноправных начала: дуализм
17. Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей:
a. рационализм
b. эмпиризм
c. критицизм
d. сенсуализм
e. солипсизм
f. редукционизм
18. Функция философии, подвергающая все сомнению:
a. аксиологическая
b. методологическая
c. социальная
d. критическая
e. мировоззренческая
19. Рассуждение, построенное на сознательном подмене понятий, ложных доводах и имеющее целью не поиск истины, а «победу в дискуссии любой ценой»: софизм
20. Высказывание: «Существование прежде сущности» характерно для:
a. Неотомизма
b. Экзистенциализма
c. Неопозитивизма
d. Прагматизма
e. Идеализма


Проблемные вопросы
1. Особенности и школы философии эллинизма.
2. Диалектическое понимание взаимосвязи общества и природы."
"Экзаменационный билет № 13 (год)
философия
1. Термин «философия» впервые употребил:…
2. Нравственное отношение человека к обществу, закону и Богу впервые поставил в центр своей системы?
a. Гераклит,
b. Сократ,
c. Демокрит,
d. Платон,
e. Аристотель.
3. Философ, в основе теории познания которого лежит утверждение: ""знание — это припоминание того, что душа когда-то узнала, а потом забыла"":Платон
4. Вера противопоставлялась в средневековье …
a. Желанию
b. Разуму
c. Чувству
d. Эмоциям
e. Умению
5. Крупный представитель социальной философии эпохи Возрождения:
a. Макиавелли
b. Кальвин
c. Лютер
d. Коперник
e. Галилей
6. Автор утопического произведения эпохи Возрождения “Город солнца”
a. Кампанелла
b. Роттердамский
c. Кузанский
d. Макиавелли
e. Петрарка
7. Основой агностицизма Юма является:……
8. Субъективный идеализм характерен для:
a. Беркли
b. Платона
c. Локка
d. Декарта
e. Гегеля.
9.Понятие «категорический императив» сформулировал:
a. Фихте
b. Шеллинг
c. Кант
d. Гегель
e. Фейербах
10. Кант проблемы познания изучает в труде:
a. «Критика чистого разума»
b. «Критика практического разума»
c. «Критика способности суждения»
11. Реструктуризация, прогрессивное преобразование, переустройство какой-либо стороны общественной жизни:
a. эволюция
b. реформа
е. перелоги
c. стагнация
d. революция
12. Суть философского идеализма состоит в:
a. признании идей, сознания за первичное, определяющее материальное
b. стремлении обосновать значение идеалов в жизни.
c. признании туманных, отдаленных от жизни рассуждений
d. попытке забыть о прозе жизни.
13. Философская концепция, признающая множество начал и исходных оснований мира, это: плюрализм.
14. Функция философии, вырабатывающая и устанавливающая ценностно-нормативные ориентации личности и общества:
a. аксиологическая
b. мировоззренческая
c. прогностическая
d. критическая
e. методологическая
15. Философская концепция, провозглашающая ощущение основой истинного познания:
a. иррационализм
b. сенсуализм
c. феноменологизм
d. редукционизм
e. релятивизм
16. Философское направление, признающее принципиальную непознаваемость мира:
a. агностицизм
b. субъективизм
c. рационализм
d. солипсизм
e. эмпиризм
17. Философскими категориями являются:
a. Субстанция
b. Молекула
c. Материя
d. Атом.
e. Свобода
18. Позиции релятивизма выражает суждение:
a. В каждой абсолютной истине есть элементы относительной истины
b. Всякая истина абсолютна на все времена
c. Все наши знания только относительны, в них нет ничего абсолютного
d. Истина принципиально недостижима
e. Истина иррациональна
19 Мысленное или реальное соединение различных элементов объекта в единое целое: синтез
20. Сущность человека является:
a. только биологической
b. только социальной
c. биосоциальной
d. виртуальной
e. политической


Проблемные вопросы
1. Сущность и специфика рационалистической философии и методологии Р.Декарта.
2. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, его объективность и всеобщность.

Экзаменационный билет № 14 (год)
философия
1. Платоновское ""кажущееся бытие"" означает:
a. Чувственно воспринимаемые вещи
b. Атомы
c. Космос
d. Мировую душу
e. Идеи
2. Понятием «сущее» Левкипп и Демокрит называли: бытие
3. Философ, утверждавший идею о существовании множества миров
a. Демокрит
b. Платон
c. Аристотель
d. Пифагор
e. Сократ
4. Представители средневековой философии:
a. Уильям Оккам
b. Дунс Скотт
c. Парменид Элейский
d. Макиавелли
5. Средневековый автор произведения “О граде Божьем”:
a. Уильям Оккам
b. Пьер Абеляр
c. Аврелий Августин
d. Иоанн Росцеллин
e. Фома Аквинский
6. Основные принципы философии эпохи Возрождения:
a. Гуманизм
b. Монизм
c. Дуализм
d. Теоцентризм
e. Антропоцентризм
7. Положение: ""Знание - сила "" сформулировал:
a. Гоббс
b. Спиноза
c. Декарт
d. Юм
e. Бэкон
8. Учение о призраках (идолах), которые являются препятствием на пути познания мира человеком, создал: Ф. Бекон
9. Категории, относящиеся к философской системе Гегеля:
a. Абсолютная идея
b. Закон отрицания отрицания
c. Вещь в себе
d. Философское сомнение
e. Категорический императив
10. Кант вопросы этики рассматривает в работе:
a. «Критика чистого разума»
b. «Критика практического разума»
c. «Критика способности суждения»
11. Суждение: ""Наш мозг выделяет мысли, как печень выделяет желчь"" выражает суть:
a. Идеализма
b. Механистического материализма
c. Вульгарного материализма
d. Гилозоизма
e. Пантеизма
12. Процесс разделения целого на части есть:
a. дифференциация
b. поляризация
c. абстрагирование
d. интеграция
e. обобщение
13. Метафизическое понимание пространства и времени:
a. пространство и время неразрывно связаны с материей
b. время связано с материей, а пространство не является ее характеристикой
c. пространство характеризует материю, а время не имеет никакой связано с ней
d. пространство и время независимы друг от друга
e. пространство и время существуют независимо от материи
14. Образ, аналог чего-либо, сконструированный человеком: модель
15. Материальное, духовное производство, политика, право, мораль относятся к:
a. социальным системам
b. системам неживой природы
c. биосистемам
d. системам отсчета
e. виртуальным системам
16. Бессознательными процессами называют:
a. Внушение
b. Гипноз
c. Сновидение
d. Гадание
e. Радость
f. Творчество
17. Философское направление, признающее материю первичной, а сознание – вторичным, производным из нее:
материализм
18. Застой в истории развития общества выражают понятием: регресс
19. Онтология – это философское учение о:
a. нравственных нормах
b. бытии
c. закономерностях познания
d. структуре общества
e. особенностях поведения
20. Философская категория для обозначения объективной реальности, данной человеку в ощущениях по В.И. Ленину:
a. материя
b. истина
c. мир
d. природа
e. сознание

Проблемные вопросы
1. «Философия жизни» как этап неклассической философии, ее особенности и значение.
2. Закон отрицания отрицания, его объективность и всеобщность.
"
"Экзаменационный билет № 15 (год)
философия
1. Число в качестве первоосновы мира выступает в учении:
a. Фалеса
b. Пифагора
c. Сократа
d. Аристотеля
e. Анаксимандра
2. Философ, связавший добродетель со знанием, создавший концепцию этического интеллектуализма:
a. Сократ
b. Анаксагор
c. Гераклит
d. Платон
e. Аристотель
3. Материя и форма в качестве двух взаимозависимых начал выступают в философии:
a. Гераклита,
b. Демокрита,
c. Платона,
d. Аристотеля,
e. Анаксагора.
4. Причину непрерывности движения Гераклит видит:
a. В борьбе противоположностей
b. В естественном законе развития природы
c. В преобладании гибкого начала в природе
d. В логосе
e. В сверхъестественном
5 Логика Аристотеля активно использовалась средневековыми мыслителями для …
a. Постижения сущности прекрасного
b. Обоснования догматов веры
c. Развития частных наук
d. Построения основ общества
e. Утверждения гуманистический идеалов
6. ""Макиавеллизм"" осуждался современниками так как:
a. в его основе лежит принцип ""цель оправдывает средства"";
b. он опирается на религиозное понимание мира;
c. макиавеллизм лишен объективности и научности;
7. Автор политического трактата «Левиафан»: Т. Гоббс
8. Принцип ""Я мыслю, следовательно, существую"" является исходным тезисом для философии:
a. Декарта
b. Гоббса
c. Локка
d. Беркли
e. Юм
9. Создатель и систематизатор диалектики как философского метода:
a. Декарт
b. Локк
c. Спиноза
d. Гегель
e. Кант
10. Кант проблемы эстетики и телеологии рассматривает в труде:
a. «Критика чистого разума»
b. «Критика практического разума»
c. «Критика способности суждения»
11. Философская категория, обозначающая «лежащее в основе» и выражающее то, что существует само по себе, независимо ни от чего другого: априори .
12. Тенденция бытия социального, выражающаяся в растущей взаимозависимости различных регионов мира и ведущая к новому мировому порядку:
a. гуманизация
b. глобализация
c. технологизация
d. институтализация
e. виртуализация
13. Генетическая связь между состояниями форм материи в ее развитии:
a. причинность
b. закономерность
c. необходимость
d. зависимость
e. случайность
14. Категория диалектики, парная категории «сущность»: явление
15. Сущность пантеизма выражает суждение:
a. Бог растворен в природе
b. Вся природа является одушевленной
c. Бог создал мир
d. Мир является материальным
16. Форма бытия материи, выражающая структурность и протяженность материальных систем:
a. количество
b. качество
c. пространство
d. время
e. движение
17. Способ существования материи:
a. Относительность
b. Покой
c. Движение
d. Неуничтожимость
e. Зависимость от человеческого бытия
18. Процесс деградации, понижения уровня развития организации: регресс.
19. Философская категория, характеризующая внутреннее содержание предмета в единстве всех его свойств и глубинных взаимоотношений:
a. явление
b. сущность
c. следствие
d. причина
e. случайность
20. Мысленное и реальное расчленение объекта на элементы: анализ

Проблемные вопросы
1. Философия науки и теория познания Ф.Бекона. Значение и сущность его учения об идолах.
2. Материя и движение. Формы движения материи, их взаимосвязь.

Экзаменационный билет № 16 (год)
философия
1. Философ, провозглашавший добродетель как цель самопознания:
a. Сократ
b. Гераклит
c. Платон
d. Аристотель
e. Декарт
2. Ядром теории познания учение о припоминании признавал:
a. Демокрит
b. Платон
c. Гераклит
d. Сократ
e. Аристотель
3. Древнегреческий философ, доказывающий в своих апориях противоречие между разумом и чувствами: Зенон
4. Автор высказывания: «На огонь обменивается все, и огонь на все, подобно тому, как на золото — товары, и товары — на золото»?
a. Гераклит
b. Анаксимандр
c. Анаксимен
d. Фалес
e. Платон
5. Философия в Средние века занимала подчиненное положение по отношению к …
a. Науке
b. Эстетике
c. Богословию
d. Этике
e. Психологии
6. Тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр и высшая сила мироздания:гуманизм
7. Первопричину движения Декарт видел:
a. В материи
b. В человеческом разуме
c. В стихийном сталкивании атомов
d. В сложной структуре мироздания
e. В боге
8. Механистическое объяснение явлений и мира характерно для философии:
a. Нового времени
b. Античности
c. Средних веков
d. Возрождения
e. Диалектики
9. Объективный идеализм характерен для:
a. Платона
b. Гегеля
c. Беркли
d. Локка
e. Декарта
10. Кант проблемы естествознания рассматривал:
a. в «Критике чистого разума»
b. в трудах «до критического» периода
c. в «Критике практического разума»
d. в «Критике способности суждения»
11. Цель и результат процесса познания действительности:
a. Доказательство
b. Образ
c. понятие
d. Знание
e. Суждение
12. Философское направление, признающее тезис: “Нет ничего в разуме, чего первоначально не было бы в чувствах”:
a. стоицизм
b. рационализм
c. объективизм
d. платонизм
e. сенсуализм
13. Уровень познания основанный на повседневном жизненном опыте человека:
a. эмпирический
b. обыденный
c. априорный
d. научный
e. теоретический
14. Критерием истинности является:
a. Человеческая воля
b. Практика
c. Форма истины
d. Осмысление истины
e. Общество
15. Диалектика – это учение о:
a. культуре
b. развитии
c. познании
d. дискуссии
e. движении
16. Категория диалектики, парная категории «форма»: содержание
17. Законами диалектики являются:
a. Закон единства и борьбы противоположностей
b. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений
c. Закон сохранения энергии
d. Закон отрицания отрицания
e. Закон борьбы за самосохранение живых организмов
18. Суждение-предположение о закономерной связи явлений, основа научных теорий: гипотеза
19. Гносеология – это учение о:
a. ценностях
b. природе
c. бытии
d. человеке
e. познании
20. Философская категория, характеризующая внутреннее содержание предмета в единстве всех его свойств и глубинных взаимоотношений:
a. явление
b. сущность
c. следствие
d. причина
e. случайность

Проблемные вопросы
1. Основные проблемы и значение философии схоластики.
2. Диалектика пространства и времени как объективных форм бытия материи.
"
"Экзаменационный билет № 17 (год)
философия
1. Автор высказывания: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку»
a. Гераклит
b. Фалес
c. Анаксимандр
d. Парменид
e. Платон
2. Платоновское ""кажущееся бытие"" означает:
a. Атомы
b. Космос
c. Чувственно воспринимаемые вещи
d. Мировую душу
e. Идеи
3. Основой всех состояний бытия Аристотель считал:
a. первоматерию,
b. атомы,
c. форму,
d. идеи.
4. Главным условием для движения атомов, по мнению Демокрита, является:
a. Энергия атомов
b. Сгущение и разрежение воздуха
c. Беспредельность мира
d. Пустота
e. Божественная воля
5. Универсалии существуют независимо от сознания, утверждал в средневековой философии …
a. Номинализм
b. Реализм
c. Универсализм
d. Концептуализм
e. Догматизм
6. Философская школа современного католицизма, исходящая из учения Фомы Аквинского - неотемизм
7. Название произведения Томаса Мора, содержащее описание страны-образца общественного устройства: «Утопия»
8. «Без субъекта нет объекта» утверждал:
a. Беркли
b. Демокрит
c. Платон
d. Локк
e. Юм
9. Материализм Фейербаха является:
a. Диалектическим
b. Антропологическим
c. Наивным
d. Механистическим
10. Философия Гегеля оценивается как:
a. метафизический материализм
b. субъективный идеализм
c. объективный идеализм
d. антропологический материализм
11. Исторические формы диалектики:
a. Стихийная
b. Идеалистическая
c. Антропологическая
d. Метафизическая
e. Материалистическая
12. Логический метод познания, означающий соединение выделенных в анализе элементов изучаемого объекта в единое целое:
a. синтез
b. анализ
c. абстрагирование
d. индукция
e. дедукция
13. Формы чувственного познания:
a. суждение
b. ощущение
c. представление
d. умозаключение
e. восприятие
14. Наука, изучающая взаимодействие общества и окружающей среды:
a. социальная экология
b. социология
c. биология
d. социальная онтология
e. естествознание
15. Сфера научной деятельности, создающая научные и художественные ценности:
a. духовная
b. материальная
c. регулятивная
d. гуманитарная
e. экономическая
16. Формы движения материи: химическая, биологическая, социальная.
17. Философское направление на западе, отрицающее возможность рационального познания действительности:
a. солипсизм,
b. иррационализм,
c. структурализм,
d. механицизм,
e. материализм,
18. Раздел философии, изучающий наиболее общие мировоззренческие и методологические принципы жизни и развития человеческого общества:
a. социальная статика
b. социальная философия
c. социальная динамика
d. социальная стратификация
e. этика
19. Первая историческая форма сознания людей, сказание, являющееся одной из предпосылок возникновения философии: мифология
20. Теория познания называется: гносеология

Проблемные вопросы
1.Русская религиозно-идеалистическая философия конца19 начала20 века: основные проблемы и представители.
2. Глобальные проблемы современности.

Экзаменационный билет № 18 (год)
философия
1. Философские позиции Элейской школы выражают суждения:
a. Движение невозможно
b. Рациональное познание есть истинное познание
c. Для движения атомов необходимо существование пустоты
2. Парменид «истинное бытие» характеризует понятиями:
a. Неподвижность
b. Неизменность
c. Вечность
d. Движение
e. Становление
3. Основные положения философии Платона выражены в суждениях:
a. Познание есть припоминание
b. Первичен мир идей
c. Есть бытие, небытия нет
d. Мир состоит из атомов
e. Управлять обществом должны философы
4. Античный философ, автор атомистической трактовки бытия:
a. Демокрит
b. Аристотель
c. Платон
d. Сократ
e. Пифагор
5. Теоцентризм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о главенстве:
a. Человека
b. Природы
c. Космоса
d. Бога
6. Родоначальник гуманизма в эпоху Возрождения
a. Петрарка
b. Кампанелла
c. Коперник
d. Макиавелли
7. Самый совершенный путь познания, по мнению Ф. Бэкона:
a. «Путь пчелы»
b. «Путь паука»
c. «Путь муравья»
d. Божественный путь
e. Путь самопознания
8. Исходный пункт, начало всякого познания, философского мышления по Декарту:
a. Чувственное восприятие
b. Сомнение
c. Априорные формы рассудка
d. Агностицизм
e. «Вещь в себе»
9. Немецкий философ, сформулировавший три закона диалектики:
a. Гегель
b. Кант
c. Фихте
d. Шеллинг
e. Фейербах
10. Гносеологическая позиция Канта выражена в суждении:
a. «Вещь в себе» и «явления» непознаваемы
b. Разум единственный источник и критерий истины
c. Явление непознаваемо, познаваема лишь «вещь в себе»
d. «Вещь в себе» непознаваема, познаваемо только «явление»
11. Философское учение о ценностях и их природе:
a. Онтология
b. Социология
c. Аксиология
d. Антропология
e. Эстетика
12. Глобальные проблемы современности:
a. демографические
b. экологические
c. проблемы войны и мира
d. строительство тоннеля под Ла-Маншем.
e. улучшение политических отношений стран мира.
13. Философское учение о бытии называется:
онтология
14. Форма бытия, являющаяся главной в экзистенциализме:
a. бытие неживой природы
b. бытие живой природы
c. бытие человека
d. бытие социальное
e. пространство и время
15. Сфера деятельности человека, производящая товары, необходимые для удовлетворения потребностей людей …
a. материальная
b. духовная
c. регулятивная
d. гуманитарная
e. экономическая
16. Логический путь исследования от частного к общему:
a. индукция
b. синтез
c. абстрагирование
d. дедукция
e. аналогия
17. Учение о развитии природы и общества:
18. Логическое следствие, вывод из определенных предпосылок: умозаключение
19. Мировые религии:
a. Христианство
b. Ислам
c. Синтоизм
d. Индуизм
e. Буддизм
20. Философская теория, признающая тезис: ""Мысль материальна, наш мозг выделяет мысли, как печень выделяет желчь"":
a. Материализм
b. Вульгарный материализм
c. Идеализм
d. Гилозоизм
e. Метафизика

Проблемные вопросы
1.Страдание и «путь совершенствования» человека в философии буддизма.
2.Общество как саморазвивающаяся система. "
"Экзаменационный билет № 19 (год)
философия
1. «Майевтика» является методом познания:
a. Сократа
b. Пифагора
c. Платона
d. Аристотель
e. Эпикура
2. Исторически первая попытка постижения количественной стороны мироздания принадлежит:
a. Пифагорейской школе
b. Милетской школе
c. Элейской школе
d. Аристотелизму
e. Эпикуреизму
3. Основатель диалоговой формы изложения философии: Сократ
4. Общим для всех представителей Элейской школы является:
a. Признание существования бога
b. Убежденность в ограниченности человеческих чувств в достижении истины
c. Отказ от трактовки проблем познания
d. Антропологизм
5. Направление средневековой философии, отрицавшее реальное существование общих понятий, считая их словесными обозначениями единичных предметов - реализм
6. Основные направления в философии Ренессанса:
a. гуманизм;
b. неотомизм;
c. натурфилософия;
d. экзистенциализм;
e. социальная философия.
7. Основная тенденция в мышлении, идеологии и культуры Ренессанса выражена в суждении:
a. переход от теоцентрического к антропоцентрическому пониманию мира;
b. борьба против антропоцентризма;
c. стремление к мирному сосуществованию со средневековым теократизмом.
8. Английский философ Нового времени, высказавший мысль о том, что ""быть"" - значит ""быть воспринимаемым"": Д. Беркли
9. Человеческое сознание есть «чистая доска», которая заполняется благодаря опыту, - считал:
a. Юм
b. Декарт
c. Локк
d. Беркли
10. Автор известных философских трудов: «Критика чистого разума», «Критика практического разума»: Кант
11. Черты мифологического мировоззрения:
a. Рациональность.
b. Антропосоциоморфизм.
c. Строгая логическая структура.
d. Генетизм.
e. Образность и эмоциональность.
12. Волюнтаризм — это:
a. направление, признающее волю как первооснову всего сущего
b. учение о подавлении воли и желании человека.
c. учение о подчинении своих желаний принципам жизни общества
d. направление, изучающее психологию поведения людей
e. теория, обобщающая философские взгляды о прекрасном
13. Процесс создания материальных благ, услуг с целью удовлетворения материальных потребностей людей: экономика.
14. Категория диалектики, парная категории «возможное»: действительное
15. Компоненты мировоззрения:
a. познавательный
b. ценностно-нормативный
c. атеистический
d. понятийный
16. Уровень познания основанный на повседневном жизненном опыте человека:
a. эмпирический
b. априорный
c. научный
d. теоретический
e. обыденный
17. Процесс деградации, понижения уровня развития организации: регресс
18. Гносеология – это учение о:
a. ценностях
b. природе
c. бытии
d. человеке
e. познании
19. Философ, впервые изложивший целостную философскую теорию диалектики:
a. Гераклит;
b. Аристотель;
c. Кант;
d. Маркс;
e. Гегель.
20. «В позитивное понимание существующего диалектика включает в то же время понимание его…»
a. развития;
b. революции;
c. противоречия;
d. отрицания;
e. становления


Проблемные вопросы
1. Общая характеристика философии экзистенциализма.
2. Сознание и труд. Сознание и общество.

Экзаменационный билет № 20 (год)
философия
1. Автор слов: “В споре рождается истина ”:
a. Фалес
b. Анаксимандр
c. Гераклит
d. Платон
e. Аристотель
2. Создатель атомистической картины мира:
a. Демокрит
b. Платон
c. Гегель
d. Гераклит
e. Сократ
3. «Не-сущее» Левкиппом и Демокритом понимается как:пустота
4. Учение Фомы Аквинского и основанное им направление католической философии и теологии - томизм
5. Пантеизм объединяет и отождествляет …
a. Науку и религию
b. Бога и человека
c. Человека и природу
d. Бога и природу
e. Философию и религию
6. Утверждение, что Макиавелли отделяет политику от теологических представлений…
a. Верно
b. Неверно.
7. Социальная теория Т. Мора оценивается как:
a. иллюзорная теория об обществе
b. христианский гуманизм
c. утопический социализм
8. Родоначальником европейского эмпиризма является:
a. Бэкон
b. Декарт
c. Гоббс
d. Локк
e. Спиноза
9. Автор слов: ""Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла бы стать всеобщим законом природы"".
a. Кант
b. Гегель
c. Фейербах
d. Юм
e. Бэкон
10. Немецкий философ, сформулировавший три закона диалектики:
a. Гегель
b. Кант
c. Фихте
d. Шеллинг
e. Фейербах
11. Формы чувственного познания:
a. Ощущение;
b. суждение;
c. восприятие;
d. представление;
e. Умозаключение.
12. Человеческое сознание является:
a. пассивным,
b. индифферентным,
c. творческим,
d. активным,
e. механическим,
f. практически-преобразующим.
13. Мышление и язык:
a. Взаимосвязаны,
b. Не взаимосвязаны
c. Противоположны
d. Тождественны
14. Генетическая связь между состояниями форм материи в ее развитии:
a. причинность
b. закономерность
c. необходимость
d. зависимость
e. случайность
15. Категория диалектики, парная категории «сущность»: явление
16. Способ существования материи:
a. Относительность
b. Покой
c. Движение
d. Неуничтожимость
e. Зависимость от человеческого бытия
17. Мысленное и реальное расчленение объекта на элементы: анализ
18. Понятия «объект познания» и «объективная реальность»:
a. Равно объемны;
b. «объективная реальность» шире.
c. «объект познания» шире
d. Противоречат друг другу
19. Критерий общественного прогресса:
a. Уровень развития науки и техники;
b. Темпы развития общественного производства;
c. Степень предоставляемой обществом свободы для творческой самореализации;
d. Уровень культуры общества;
e. Объективного критерия прогресса общества не существует.
20. Функция философии, вырабатывающая общее абстрактно – теоретическое видение мира:
a. аксиологическая
b. критическая
c. мировоззренческая
d. прогностическая
e. методологическая


Проблемные вопросы
1. Особенности и основные направления современной западной философии.
2. Наука и ее роль в жизни современного общества."
"Экзаменационный билет № 21 (год)
философия
1. ""Темным познанием"" Демокрит называет:
a. Интуитивное постижение
b. Абстрактное мышление
c. Знание, посланное богом
d. Любой процесс познания
e. Чувственное познание
2. Значение категории ""апория"":
a. Опыт
b. Неразрешимое противоречие
c. До опытное знание
d. Исходная посылка
e. Основа законов природы
3. Категории, относящиеся к этике классического периода древнегреческой философии:
a. Счастье,
b. апатия,
c. нравственная личность,
d. разумный эгоизм,
e. благо государства.
4. Максимальное ограничение элементарных физических потребностей -…
5. Высшая человеческая способность, по Аврелию Августину:
a. Чувство справедливости
b. Вера в Бога
c. Чувство юмора
d. Чувство прекрасного
e. Возможность познания
6. Термин “Возрождение” означает восстановление интереса к …
a. Язычеству
b. Первобытности
c. Античности
d. Средневековью
e. Христианству
7. Основной объект исследования меры вещей и отношений при антропоцентризме:
a. Природа
b. Бог
c. Общество
d. Человек
e. Космос
8. Автор политического трактата «Левиафан»: Т. Гоббс
9. «Без субъекта нет объекта» утверждал:
a. Беркли
b. Демокрит
c. Платон
d. Локк
e. Юм
10. Бог по Фейербаху:
a. Есть отчужденная родовая сущность человека
b. антропоморфен
c. абстрактен и существует на небесах
d. существует в душе каждого человека
11. Форма бытия материи, выражающая длительность, смену состояний:
a. качество
b. количество
c. пространство
d. время
e. движение
12. Движение, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному:прогресс
13. Философская концепция, провозглашающая ощущение основой истинного познания:
a. сенсуализм
b. иррационализм
c. феноменологизм
d. редукционизм
e. релятивизм
14. По марксистскому определению, диалектика - это:
a. учения о законах дискуссии;
b. учение о логических противоречиях;
c. учение о законах движения в природе;
d. учение об общих законах природы, общества и мышления;
e. учение о развитии материального и идеального бытия.
15. Основные аспекты познавательного отношения человека к природе:
a. практическое;
b. созерцательное;
c. бессознательное;
d. эмоциональное;
e. Аксиологическое;
16. По своей сущности сознание:
a. материально,
b. идеально,
c. трансцендентально,
d. биологично.
17. Проблемы, относящиеся к глобальным:
a. Предотвращение войн, в первую очередь термоядерной;
b. Гармонизация отношений общества и биосферы;
c. Строительство тоннеля под Ла-Маншем;
d. Рациональное воспроизводство населения планеты;
e. Обеспечение человечества ресурсами для выживания и прогресса.
18. Крайняя форма субъективного идеализма, признающая тезис: «Существую только Я и мои ощущения»:
a. солипсизм
b. рационализм
c. эмпиризм
d. скептицизм
e. агностицизм
19. Понятия относящиеся к закону отрицания отрицания:
a. качество;
b. анализ;
c. индукция;
d. синтез;
e. преемственность.
20. Типы познания:
a. Научное;
b. обыденное;
c. художественное;
d. эмоциональное;
e. Детское.


Проблемные вопросы
1. Основные проблемы философии французского Просвещения 18 века.
2. Роль народных масс и личности в истории - одна из коренных проблем философии и социологии. Домарксистская и совр. бурж. социология рассматривает нар. массы как пассивную толпу, как объект воздействия выдающихся личностей. Социальное неравенство и отстранение трудящихся от участия в управлении гос-вом оправдывается утверждением, что нар. массы неспособны к интеллектуальному творчеству в силу своей ""косности"" и ""отсталости"".

Экзаменац
Цена, руб.2000

Заказать работу «Ответы к экзамену философия 116с»

Ваше имя *E-mail *
E-mail *
Оплата картой, электронные кошельки, с мобильного телефона. Мгновенное поступление денег. С комиссией платежной системы
Оплата вручную с карты, электронных кошельков и т.д. После перевода обязательно сообщите об оплате на 3344664@mail.ru




Нажав на кнопку "заказать", вы соглашаетесь с обработкой персональных данных и принимаете пользовательское соглашение

Так же вы можете оплатить:

Карта Сбербанка, номер: 4279400025575125

Карта Тинькофф 5213243737942241

Яндекс.Деньги 4100112624833

QIWI-кошелек +79263483399

Счет мобильного телефона +79263483399

После оплаты обязательно пришлите скриншот на 3344664@mail.ru и ссылку на заказанную работу.