Рабочая тетрадь по Истории
Цена, руб.2000
Номер работы5644
ПредметИстория
Тип работы Контрольная
Объем, стр.93
Оглавление"ТЕМА 1. ДРЕВНЯЯ РУСЬ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ, РАСЦВЕТ,
РАЗДРОБЛЕННОСТЬ (СЕРЕДИНА IX-XIII ВВ.)

1. Задания на знание дат.

1. Племенные союзы склавинов и антов, о которых писал Прокопий Кесарийский, образовались к:

1. I-II в. до н.э.;
2. I-II в.;
3. V-VI в.;
4. IX-X в.


2. К какому времени относится зарождение государственности у восточных славян:

1. X-XI вв.;
2. XI-XII вв.;
3. IX-X вв.;
4. VI-VII вв.?


3. Объединение Киева и Новгорода Олегом произошло в:

1. 988 г.;
2. 1017 г.;
3. 882 г.;
4. 1132 г.


4. К какому веку относится легендарное призвание новгородским
старейшиной Гостомыслом на княжение варяга Рюрика и его братьев
Синеуса и Трувора:

1. VI в.;
2. VIII в.;
3. IX в.;
4. XI в.?


5. Прочтите отрывок из произведения древнерусской литературы и ответьте на вопрос.
«...Тогда Игорь взглянул на светлое солнце и увидел: все его воины покрыты от него тьмою. И сказал Игорь своей дружине: «Братья и дружина! лучше ведь быть зарубленным, чем пленным; так сядем, братья, на своих борзых коней и поглядим на синий Дон.
...Что мне шумит, что мне звенит издалека рано перед зорями? Игорь полки оборачивает: жалко ему милого брата Всеволода. Бились день, бились другой; на третий день к полудню пали стяги Игоревы...»
В каком веке происходили события, описанные в произведении:

1. IX;
2. XV;
3. XII;
4. X?


6. К какому веку относится первое упоминание о Москве:

1. IX;
2. XII;
3. XIV;
4. X?


7. Период феодальной раздробленности на Руси начинается:

1. в XII веке;
2. в XIII веке;
3. в XI веке;
4. в IX веке.


8. Какая битва произошла в 1223 году:
1. новгородцев с суздальцами;
2. Романа Мстиславовича с поляками;
3. на реке Калке;
4. Ледовое побоище?

9. В какой период формируется первый свод законов Древней Руси «Русская правда»:

1. середина IX в.;
2. начало X в.;
3. середина XI – начало XII вв.;
4. начало XIII в.?


10. К монголо-татарскому нашествию на Русь относятся даты:

1. 862-882 гг.;
2. 980-1015 гг.;
3. 1157-1174 гг.;
4. 1237-1240 гг.?


2. Задания на знание фактов.

1. К какой языковой группе народов принадлежат славяне:

1. индоевропейской;
2. картвельской;
3. уральской;
4. алтайской?


2. Согласно «Повести временных лет», Рюрик во второй половине IX в. правил в :

1. Новгороде;
2. Киеве;
3. Смоленске;
4. Владимире.


3. Какое литературное произведение было создано в XII в.:
1. «Домострой»;

2. «Апостол»;

3. «Поучение детям»;
4. «Задонщина»?


4. Первое сражение русских дружин с монголо-татарами произошло на реке:

1. Калке;
2. Воже;
3. Угре;
4. Неве.


5. Кому из князей принадлежат следующие слова: «Всего походов было 83 больших, а остальных и не упомню меньших. И миров заключил с половецкими князьями без одного двадцать...»:

1. Ярославу Мудрому;
2. Игорю Святославичу;
3. Юрию Долгорукому;
4. Владимиру Мономаху?


6. Первым московским князем был:

1. Даниил Александрович;
2. Всеволод Большое Гнездо;
3. Андрей Боголюбский;
4. Александр Невский.



7. Войска Александра Невского разгромили в Ледовом побоище рыцарей:

1. Тевтонского ордена;
2. Ливонского ордена;
3. шведских рыцарей;
4. Литовского княжества.


8. Назовите город, прозванный монголами «злым», поскольку, несмотря на население всего в тысячу человек, 7 недель выдерживал осаду армии хана Батыя:

1. Новгород;
2. Козельск;
3. Торжок;
4. Киев.


9. Какая форма правления установилась в XII веке в Великом Новгороде:
1. авторитарное княжеское правление;
2. деспотическая монархия;
3. сословно-представительная монархия;
4. боярская республика?

3. Задания на знание понятий

1. Первая русская летопись называлась:

1. «Повесть временных лет»;
2. «Слово о погибели Русской земли»;
3. «Слово о полку Игореве»;
4. «Задонщина».


2. Родовые владения бояр на Руси назывались:

1. вотчинами;
2. уделами;
3. уездами;
4. слободами.


3. Какой торговый путь проходил по территории, населенной восточными славянами:

1. Великий шелковый путь;
2. «Торговый путь Геродота»;
3. «Из варяг в греки»;
4. Млечный путь?


4. Сельская община в древней Руси, связанная круговой порукой, именовалась:

1. миром;
2. сходом;
3. вервью;
4. обществом


5. Племенное собрание у восточных славян, избирающее князя и совет старейшин, получило название:

1. апелла;
2. агора;
3. вече;
4. мирской сход.


6. Во главе администрации Новгорода был, избираемый вечевым городским собранием «доколе он будет угоден народу»:

1. князь;
2. тысяцкий;
3. посадник;
4. староста.

"7. Прочтите отрывок из сочинения историка и ответьте на вопрос.
«...Князь Игорь был убит в одном из походов на древлян за повторной данью. Последовала жестокая месть древлянам со стороны его жены Ольги. Печальный опыт заставил Ольгу упорядочить получаемые от союзных племен дань и их повинности».
Как называлась новая форма сбора дани, установленная княгиней Ольгой:

1. полюдье;
2. повоз;
3. оброк;
4. подушная подать?


8. Зависимого крестьянина, обязанного участвовать по призыву князей в военных походах, в Древней Руси именовали:

1. стрельцом;
2. смердом;
3. дворянином;
4. казаком.


9. Золотоордынские чиновники, собиравшие дань с русских земель, именовались:

1. нукерами;
2. баскаками;
3. нойонами;
4. туменами.


4. Задания на установление причинно-следственных связей

1. К предпосылкам образования Древнерусского государства относится:
1. крещение Руси;
2. принятие «Русской Правды»;
3. Великое переселение народов;
4. необходимость отпора внешним врагам.

2. Установление в Древней Руси новой системы сбора дани – уроков, погостов, повоза вместо полюдья – было результатом:
1. деятельности княгини Ольги;
2. принятия «Русской Правды»;
3. принятия «Устава» Владимира Мономаха;
4. походов князя Святослава.

3. Одним из последствий принятия Русью христианства стало:
1. укрепление контактов с хазарским правящим домом;
2. заимствование культурных традиций Византии;
3. попадание Руси в политическую зависимость от Рима;
4. полное искоренение языческих обрядов и верований.

4. Одной из черт эпохи раздробленности является:
1. прекращение межкняжеских распрей;
2. развитие торгового пути «из варяг в греки»;
3. усиление киевского престола;
4. укрепление позиций местных князей.

5. Задания на установление соответствия

1. Соотнесите события (явления) и имена:
СОБЫТИЕ ИМЯ
1. создание славянской азбуки; .Владимир
2. первые русские святые; .Борис и Глеб;
3. крещение Руси. .Кирилл и Мефодий;
2. Соотнесите богов славянского языческого пантеона и их «сферы влияния»:
БОГ «СФЕРА ВЛИЯНИЯ»
1. Перун; .покровительница земледелия;
2. Макошь; .покровитель князя и дружины;
3. Велес; .старший бог, символ неба.
4. Сварог. .покровитель скотоводов и торговцев;
3. Соотнесите термины и определения:
ТЕРМИН ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1. смерд; .раб, полностью зависимый от хозяина;
2. холоп; .свободный крестьянин-общинник;
3. рядович. .Временно зависимый крестьянин, заключивший договор на определенных условиях.
6. Задание для работы с документом
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Из «Слова о полку Игореве»
«...Тогда великий Святослав изронил золотое слово, со слезами смешанное, и сказал: «О племянники мои, Игорь и Всеволод! Рано начали вы Половецкой земле мечами обиду творить, а себе славы искать. Но без чести вы одолели, без чести кровь поганую пролили. Ваши храбрые сердца из крепкого булата скованы и в отваге закалены. Что же сотворили из моей серебряной седины?
А уже не вижу власти сильного, и богатого, и обильного воинами брата моего Ярослава, с черниговскими боярами. Но сказали вы: «Помужествуем сами: прошлую славу себе похитим, а будущую сами поделим...»
Великий князь Всеволод! Не думаешь ли ты прилететь издалека, отчий золотой престол поблюсти? Ты ведь можешь Волгу веснами расплескать, а Дон шлемами вычерпать.
Ты, буйный Рюрик, и Давыд! ... Вступите же, господа, в золотое стремя за обиду нашего времени, за землю Русскую, за раны Игоря, буйного Святославовича!
Галицкий Осмомысл Ярослав! ... Грозы твои по землям текут, отворяешь Киеву ворота, стреляешь с отцовского золотого престола салтанов за землями. Стреляй же, господи, Кончака, поганого раба, за землю Русскую, за раны Игоревы, буйного Святославовича!»
1. Какое историческое событие легло в основу «Слова...»? К какому времени относится это событие?
2. Что послужило автору «Слова...» поводом для горьких раздумий о судьбах Русской земли? В чем он упрекает князей Игоря и Всеволода?
3. В чем суть призыва автора ко всем князьям?

В основу эпоса легло очень важное событие русско-половецкой войны. Это неудачно закончившийся поход князя Игоря Святославовича в 1185 году совместно с князьями Святославом Ольговичем Рыльским и Всеволодом Буй Туром Курским. Этот поход не был согласован с киевским князем. И считается самым опрометчивым поступком Игоря Святославовича. Поход на своего бывшего союзника хана Колчака закончился поражением войск Игоря Святославовича. Они были разбиты у р.Донца и пленены. Позже князю Игорю Святославовичу удалось бежать из плена. Основная идея призыва автора к князьям состоит в прекращении усобиц и объединения против внешнего врага.

7. Задание с развернутым ответом
Назовите основные черты единства Руси, сохранявшиеся и в период раздробленности.

"ТЕМА 2. СТАНОВЛЕНИЕ ЕДИНОГО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА – МОСКОВСКАЯ РУСЬ (XIV – ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XVI ВЕКА)

1. Задания на знание дат

1. О событиях какого года повествуют события летописи: «А царь Тохтамыш пришел со всей силой под град и подступил ко граду со всех сторон, стрелял: сыпались же стрелы – как дождь. А горожане против татар стреляли и камни бросали, варили воду в котлах и лили на татар, а другие стреляли, пустив в дело тюфяки. Взят же был град и огнем попален, а люди иссечены, а иные пленены, а иные сгорели, а иные задохнулись; и такое не только в Москве произошло...»:

1. 1327 г.;
2. 1382 г.;
3. 1425 г.;
4. 1480 г.?


2. Какое событие произошло в 1382 г.:
1. строительство белокаменных стен московского Кремля;
2. Куликовская битва;
3. разорение Москвы Тохтамышем;
4. начало Феодальной войны.

3. Княжение Ивана III, государя всея Руси, относится к:

1. XII-XIII вв.;
2. XIV в.;
3. XV-XVI вв.;
4. XVI в.


4. Монголо-татарское иго закончилось в:

1. 1380 г.;
2. 1480 г.;
3. 1280 г.;
4. 1580 г.


5. Творчество великого русского художника Андрея Рублева приходится на:

1. конец XIV – начало XV в.;
2. конец XIII – начало XIV в.;
3. середину – вторую половину XV в.;
4. конец XV – начало XVI в.


6. Присоединение Новгорода к Московскому государству произошло в:

1. 1495 г.;
2. 1376 г.;
3. 1552 г.;
4. 1478 г.


7. Куликовская битва, завершившаяся разгромом русскими ратями войска правителя Орды Мамая, произошла в:

1. 1240 г.;
2. 1380 г.;
3. 1382 г.;
4. 1480 г.


8. Принятие «Судебника» Ивана III:

1. 1470 г.;
2. 1380 г.;
3. 1497 г.;
4. 1550 г.


9. Так называемое «стояние на Угре» произошло в:

1. 1480 г.;
2. 1494 г.;
3. 1260 г.;
4. 1223 г.


2. Задания на знание фактов.

1. Прочтите отрывок из сочинения Н. М. Карамзина и ответьте на вопрос.
«Несмотря на коварство, употребленное князем к погибели опасного совместника, москвитяне славили его благость и, прощаясь с ним во гробе, орошаемом слезами народными, единогласно дали ему имя Собирателя земли Русской и Государя-отца: ибо сей князь не любил проливать крови их в войнах бесполезных, освободив великое княжение от грабителей внешних и внутренних...»
О ком идет речь в приведенном отрывке:

1. Иване Калите;
2. Иване Грозном;
3. Андрее Боголюбском;
4. Ярославе Мудром.


2. Утверждение позиции Москвы как ведущего центра в борьбе за восстановление независимости русских земель от ордынского ига связано с:

1. битвой на Шелони;
2. Куликовской битвой;
3. Флорентийской унией;
4. битвой на Калке.


3. Судебник 1497 г.:
1. установил право выхода крестьян в Юрьев день;
2. упразднил белые слободы в городах;
3. ввел деление страны на уезды, станы, волости;
4. закрепил опричную систему.

4. Прозвище московского князя Ивана Даниловича – «Калита» – означало:

1. медный сосуд;
2. денежный мешок;
3. золотая монета;
4. скупой человек.


5. Князь Дмитрий Иванович Московский испросил благословение на борьбу с ханом Мамаем у:

1. митрополита Алексия;
2. Серапиона Владимирского;

3. Сергия Радонежского;
4. Иосифа Волоцкого.


6. Какое произведение рассказывает о Куликовской битве:

1. «Слово о полку Игореве»;
2. Хронограф;
3. «Житие митрополита Петра»;
4. «Задонщина»?


7. Монголо-татарское иго над Русью было окончательно ликвидировано в правление:

1. Василия Темного;
2. Ивана III;
3. Ивана Грозного;
4. Бориса Годунова.


3. Задания на знание понятий

1. Время перехода крестьян от одного владельца к другому, согласно Судебнику 1497 г., носило название:

1. Юрьев день;
2. «заповедные лета»;
3. «урочные лета»;
4. отходничество.


2. Как называлась новая форма крупного землевладения, сложившаяся в период восстановления русской земли после ордынского нашествия в XIV-XV веках:

1. уделом;
2. вервью;
3. поместьем;
4. вотчиной.


3. Ханская грамота, дающая право на Великое княжение, называлась:

1. булла;
2. указ;
3. ярлык;
4. купон.


4. Центральная часть древнерусских городов, обнесенная крепостными стенами с башнями, носила название:

1. кремль;
2. посад;
3. донжон;
4. засека.


5. Государство, созданное в ходе монгольских завоеваний в начале 40-х гг. XIII в. ханом Батыем.

1. Синяя Орда;
2. Великая Орда;

3. Белая Орда;
4. Золотая Орда.


6. Категория населения русских княжеств, по правовому положению близкая к рабам:

1. холопы;
2. смерды;
3. херувимы;
4. баскаки.


7. Историческое название южнорусских и украинских степей между Доном, верхней Окой и левыми притоками Днепра и Десны:

1. Великая Степь;
2. Золотая Орда;
3. Дикое Поле;
4. Окраина.


8. Высшая государственная должность в Новгороде в XII-XV вв. и Пскове в XIV – начале XVI вв.:

1. посадник;
2. тысяцкий;
3. великий князь;
4. стольник.


9. Система распределения служебных мест в Русском государстве. Она складывалась с XIV-XV вв. при назначении на военную, административную и придворную службу с учетом происхождения, служебного положения предков человека и его личных заслуг:

1. «табель о рангах»;
2. разряд;
3. местничество;
4. пожалование.

4. Задания на установление причинно-следственных связей

1. Причина возвышения в XIV веке Московского княжества:
1. выгодное географическое положение;
2. введение единой для всей Руси монеты;
3. начало использования железных орудий труда;
4. поддержка новгородцев.

2. Исход борьбы между Москвой и Тверью за общерусское первенство решился в пользу Москвы, так как:
1. московские князья оказались более ловкими и дальновидными политиками;
2. территория Московского княжества в отличие от Тверского была хорошо защищена от нападений;
3. Московское княжество было освобождено от уплаты дани Золотой Орде;
4. Тверь была ослаблена борьбой с Великим княжеством Литовским.

3. Значение Куликовской битвы состояло в том, что она способствовала (укажите лишнее):

1. падению ордынского ига;
2. росту авторитета Москвы;
3. установлению контактов Руси с Западной Европой;
4. распаду Золотой Орды.


4. Последствие принятия Иваном III Судебника в 1497 г.:
1. установление правила перехода крестьян в Юрьев день;
2. установление бессрочного сыска беглых крестьян;
3. освобождение крестьян и горожан от налогов;
4. учреждение Земского собора.

5. Главный итог правления Василия III:
1. завершение политического и территориального объединения русских земель;
2. завоевание Россией выхода к Балтийскому морю;
3. оформление в России сословно-представительной монархии;
4. принятие первого свода законов единого государства – Судебника.

5. Задания на установление соответствия

1. Соотнесите земли и главные города:
ЗЕМЛИ ГЛАВНЫЕ ГОРОДА
1. Северо-Восточная Русь; А) Киев, Галич, Волынь;
2. Юго-Западная Русь; Б) Великий Новгород, Псков;
3. Северо-Западная Русь В) Ростов, Суздаль, Москва, Владимир.
2. Установите соответствие между именами современников:
ИМЯ СОВРЕМЕННИК
1. Андрей Курбский; А) патриарх Никон;
2. Иван III; Б) Александр Пересвет;
3. Иван Калита; В) Марфа Борецкая;
4. Дмитрий Донской Г) хан Узбек;
Д) Алексей Адашев.
3 Установите соответствие между понятиями и их определениями:
ПОНЯТИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
1. «урочные лета»; А) плата за проживание на земле господина;
2. «заповедные лета»; Б) сроки, в течение которых владелец земли мог возвратить покинувших его крепостных крестьян;
3. вотчина; В) крупная земельная собственность, принадлежавшая феодалу на правах полного распоряжения и наследования;
4. пожилое Г) сроки, в течение которых временно запрещался крестьянский переход в Юрьев день;
Д) сбор дани.
6. Задание для работы с документом
Прочитайте текст и выполните задания .
Из сочинения историка Н. М. Карамзина.
«...Иван III принадлежит к числу весьма немногих государей, избираемых провидением решить надолго судьбу народов: он есть герой не только российской, но и всемирной истории... Иоанн явился на театре политическом в то время, когда новая государственная система вместе с новым могуществом государей возникла в целой Европе.
Россия около трех веков находилась вне круга европейской политической деятельности... Хотя ничто не делается вдруг; хотя достохвальные усилия князей московских, от Калиты до Василия Темного, многое приготовили для единовластия и нашего внутреннего могущества, но Россия при Иоанне III как бы вышла из сумрака теней...
Иоанн, рожденный и воспитанный данником степной Орды... сделался одним из знаменитейших государей в Европе; без учения, без наставлений, руководствуемый только природным умом... силою и хитростью восстанавливая свободу и целость России, губя царство Батыево, тесня... Литву, сокрушая вольность новогородскую, захватывая уделы, расширяя владения московские...
Что оставил миру Александр Македонский? – Славу. Иоанн оставил государство, удивительное пространством, сильное народами, еще сильнейшее духом правления. Россия Олегова, Владимирова, Ярославова погибла в нашествии монголов. Россия нынешняя образована Иоанном».
1. С каким важнейшим процессом в истории российской и европейской государственности совпало княжение Ивана III?
2. Почему Россия около трех веков находилась вне круга европейской политической деятельности?
3. Какие события имел в виду историк, говоря о сокрушении вольности новгородской и гибели царства Батыева?
4. Какие качества Ивана III как личности и государственного деятеля особенно ценит историк? В чем видит историк главные заслуги великого князя?


"4. Задания на установление причинно-следственных связей

1. Причина возвышения в XIV веке Московского княжества:
1. выгодное географическое положение;
2. введение единой для всей Руси монеты;
3. начало использования железных орудий труда;
4. поддержка новгородцев.

2. Исход борьбы между Москвой и Тверью за общерусское первенство решился в пользу Москвы, так как:
1. московские князья оказались более ловкими и дальновидными политиками;
2. территория Московского княжества в отличие от Тверского была хорошо защищена от нападений;
3. Московское княжество было освобождено от уплаты дани Золотой Орде;
4. Тверь была ослаблена борьбой с Великим княжеством Литовским.

3. Значение Куликовской битвы состояло в том, что она способствовала (укажите лишнее):

1. падению ордынского ига;
2. росту авторитета Москвы;
3. установлению контактов Руси с Западной Европой;
4. распаду Золотой Орды.


4. Последствие принятия Иваном III Судебника в 1497 г.:
1. установление правила перехода крестьян в Юрьев день;
2. установление бессрочного сыска беглых крестьян;
3. освобождение крестьян и горожан от налогов;
4. учреждение Земского собора.

5. Главный итог правления Василия III:
1. завершение политического и территориального объединения русских земель;
2. завоевание Россией выхода к Балтийскому морю;
3. оформление в России сословно-представительной монархии;
4. принятие первого свода законов единого государства – Судебника.

5. Задания на установление соответствия

1. Соотнесите земли и главные города:
ЗЕМЛИ ГЛАВНЫЕ ГОРОДА
1. Северо-Восточная Русь; А) Киев, Галич, Волынь;
2. Юго-Западная Русь; Б) Великий Новгород, Псков;
3. Северо-Западная Русь В) Ростов, Суздаль, Москва, Владимир.
2. Установите соответствие между именами современников:
ИМЯ СОВРЕМЕННИК
1. Андрей Курбский; А) патриарх Никон;
2. Иван III; Б) Александр Пересвет;
3. Иван Калита; В) Марфа Борецкая;
4. Дмитрий Донской Г) хан Узбек;
Д) Алексей Адашев.
3 Установите соответствие между понятиями и их определениями:
ПОНЯТИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
1. «урочные лета»; А) плата за проживание на земле господина;
2. «заповедные лета»; Б) сроки, в течение которых владелец земли мог возвратить покинувших его крепостных крестьян;
3. вотчина; В) крупная земельная собственность, принадлежавшая феодалу на правах полного распоряжения и наследования;
4. пожилое Г) сроки, в течение которых временно запрещался крестьянский переход в Юрьев день;
Д) сбор дани.
6. Задание для работы с документом
Прочитайте текст и выполните задания .
Из сочинения историка Н. М. Карамзина.
«...Иван III принадлежит к числу весьма немногих государей, избираемых провидением решить надолго судьбу народов: он есть герой не только российской, но и всемирной истории... Иоанн явился на театре политическом в то время, когда новая государственная система вместе с новым могуществом государей возникла в целой Европе.
Россия около трех веков находилась вне круга европейской политической деятельности... Хотя ничто не делается вдруг; хотя достохвальные усилия князей московских, от Калиты до Василия Темного, многое приготовили для единовластия и нашего внутреннего могущества, но Россия при Иоанне III как бы вышла из сумрака теней...
Иоанн, рожденный и воспитанный данником степной Орды... сделался одним из знаменитейших государей в Европе; без учения, без наставлений, руководствуемый только природным умом... силою и хитростью восстанавливая свободу и целость России, губя царство Батыево, тесня... Литву, сокрушая вольность новогородскую, захватывая уделы, расширяя владения московские...
Что оставил миру Александр Македонский? – Славу. Иоанн оставил государство, удивительное пространством, сильное народами, еще сильнейшее духом правления. Россия Олегова, Владимирова, Ярославова погибла в нашествии монголов. Россия нынешняя образована Иоанном».
1. С каким важнейшим процессом в истории российской и европейской государственности совпало княжение Ивана III?
2. Почему Россия около трех веков находилась вне круга европейской политической деятельности?
3. Какие события имел в виду историк, говоря о сокрушении вольности новгородской и гибели царства Батыева?
4. Какие качества Ивана III как личности и государственного деятеля особенно ценит историк? В чем видит историк главные заслуги великого князя?
7. Задание с развернутым ответом
Охарактеризуйте русскую средневековую бытовую культуру.
"
" ТЕМА 3 СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ МОНАРХИЯ
В РОССИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVI-XVII В.)

1. Задания на знание дат

1. Опричнина была учреждена Иваном IV в:

1. 1565 г.;
2. 1560 г.;
3. 1572 г.;
4. 1584 г.


2. В 1583 году состоялось событие:
1. окончание Ливонской войны;
2. присоединение Астраханского ханства к России;
3. созыв первого Земского Собора;
4. «стояние на реке Угре».

3. Самозваный «царь Дмитрий» взошел на русский престол в:

1.1613 г.;
2. 1606 г.;
3. 1598 г.;
4. 1605 г.


4. Укажите годы правления первого царя из династии Романовых:

1. 1598-1605 гг.;

2. 1605-1606 гг.;

3. 1613-1645 гг.;
4. 1606-1612 гг.


5. В 1649 году в России в царствование Алексея Михайловича Романова были приняты основы законодательства России:

1. Соборное уложение;
2. Судебник;
3. «Русская Правда»;
4. Стоглав.


6. Начало церковной реформы патриарха Никона относится к:
1. 1652 г.;

2. 1613 г.;

3. 1598 г.;
4. 1700 г.


7. В 1670-1671 гг. в России произошла крестьянская война под предводительством:
1. Емельяна Пугачева;

2. Ивана Болотникова;

3. Степана Разина;
4. Кондратия Булавина.


8. С городскими восстаниями XVII в. связаны даты:
1. 1648 г., 1662 г.;

2. 1606 г., 1607 г.;

3. 1670 г., 1671 г.;
4. 1617 г., 1618 г.


9. Какой век в истории России назвали «бунташным веком»:
1. XVI в.;

2. XVII в.;

3. XVIII в.;
4. XV в.?


10. В каком году на русском престоле оказалось сразу два брата-царя:
1. 1676 г.;

2. 1682 г.;

3. 1689 г.;
4. 1645 г.?


2. Задания на знание фактов.

1. Первый в истории России Земский собор был созван в царствование:
1. Ивана Грозного;

2. Ивана III;

3. Петра I;
4. Алексея Михайловича.


2. Царевич Дмитрий был убит в:
1. Москве;

2. Рязани;

3. Коломне;
4. Угличе.


3. О ком эти строки А.С. Пушкина:
«Вчерашний раб, татарин, зять Малюты.
Зять палача и сам в душе палач…»
1. Борис Годунов;

2. Лжедмитрий I;

3. Василий Шуйский;
4. Михаил Романов?


4. Покоритель Сибири Ермак Тимофеевич был современником:
1. Михаила Романова;

2. Ивана Калиты;

3. Василия Темного;
4. Ивана Грозного.


5. Кого в период Смуты (начало XVII в.) называли «тушинским вором»:
1. Лжедмитрия II;

2. Василия Шуйского;

3. Ивана Болотникова;
4. Ивана Заруцкого?


6. Первым царем, избранным Земским собором, был:
1. Борис Годунов;

2. Лжедмитрий I;

3. Василий Шуйский;
4. Михаил Романов.


7. В царствование царя Алексея Михайловича:
1. произошел церковный раскол;
2. было учреждено патриаршество;
3. Русь приняла православие;
4. был учрежден Синод.

8. Главным идеологом противников реформ патриарха Никона был:
1. Нил Сорский;

2. Протопоп Аввакум;

3. боярыня Морозова;
4. Феодосий Косой.


3. Задания на знание понятий.

1. Памятник русской литературы XVI в., представляющий собой свод житейских правил и наставлении – своеобразную энциклопедию русского патриархального домашнего быта.

1. «Домострой»;
2. «Апостол»;
3. «Поучение детям»;
4. «Задонщина».


2. В XVI-XVII вв. натуральный налог с народов Севера и Сибири, взимаемый в пользу государства в основном пушниной, назывался:

1. подушная подать;
2. тягло;
3. ясак;
4. ярмо.


3. Неофициальное правительство Русского государства в конце 40-х – 50-е гг. XVI в., в которое входили А. Ф. Адашев, Сильвестр, князь А. М. Курбский, митрополит Макарий и др.:

1. Центральная Рада;
2. Боярская Дума;

3. Переяславская Рада;
4. Избранная Рада?


4. Органы центрального управления в России в XVI – начале XVIII вв. назывались:

1. приказами;
2. отделами;
3. указами;
4. управами.


5. Земский собор – это:

1. собрание представителей сословий;
2. церковный собор на Руси;
3. вечевой сход;
4. совещание бояр и духовенства.

6. Как называлась территория, выведенная в середине XVI в. из-под управления Земского собора и Боярской думы:

1. посад;
2. Государев двор;
3. земщина;
4. опричнина.


7. Как назывался высший орган государственного управления в России XV-XVII вв.:

1. Боярская дума;
2. Сенат;
3. Государственный совет;
4. Верховный тайный совет.


8. В каком из документов провозглашались отмена «урочных» лет и бессрочный стек беглых крестьян:

1. Соборном уложении 1649 г.;
2. Судебнике 1497 г.;
3. Судебнике 1550 г.;
4. указах об урочных летах.

"9. Понятие «Церковный раскол» возникло в царствование:

1. Федора Алексеевича;
2. Алексея Михайловича;
3. Михаила Федоровича;
4. Бориса Годунова.


4. Задания на установление причинно-следственных связей

1. Последствия взятия Иваном IV Казани и Астрахани (укажите лишнее):
1. расширение торговых связей России;
2. укрепление обороноспособности страны;
3. улучшение отношений с Крымским ханством;
4. поместные раздачи земель.

2. Значение «крестоцеловальной записи» Василия Шуйского заключалось в:
1. создании нового органа власти – Земского собора;
2. обещании царя подданным соблюдать законность;
3. введении нового принципа наследования престола;
4. учреждении в России патриаршества.

3. Согласно условиям Столбовского мира со Швецией, заключенного в 1617 г., Россия:

1. лишилась выхода в Балтийское море;
2. потеряла Левобережную Украину;
3. получила выход в Балтийское море;
4. потеряла Смоленские земли.


4. Реорганизация армии в царствование Алексея Михайловича привела к:

1. появлению «полков нового строя»;
2. введению рекрутчины;
3. введению всеобщей воинской обязанности;
4. появлению стрелецких полков.


5. Одним из следствий принятия Соборного Уложения 1649 г. было:
1. установление бессрочного сыска беглых крестьян;
2. продление сроков поиска крестьян до 15 лет;
3. упразднение правила «с Дона выдачи нет»;
4. разрешение помещикам ссылать крестьян в Сибирь.

5. Задания на установление соответствия

1. Установите соответствие между событиями Смутного времени и датами:
СОБЫТИЯ ДАТЫ
1. голодные годы и бунты; А) 1610-1612 гг.;
2. поход Лжедмитрия I в Россию; Б) 1604 г.;
3. Семибоярщина; ; В) 1601-1603 гг.
4. восстание И. Болотникова. Г) 1606-1607 гг.;
Д) 1600-1612 гг.
2. Установите соответствие между характеристиками исторических деятелей и их именами:
ХАРАКТЕРИСТИКИ ИМЕНА
1. «боярский царь»; А) Кузьма Минин;
2. «испечен в польской печке, а заквашен в Москве»; Б) Василий Шуйский;
3. «Тушинский вор»; В) Лжедмитрий I;
4. «не способнейший, а удобнейший». Г) Лжедмитрий II;
Д) Михаил Романов.
3. Установите соответствие между событиями и именами русских царей, в годы царствования которых они произошли:
СОБЫТИЯ ДАТЫ
1. начало книгопечатания в России; А) Алексей Михайлович;
2. поход Лжедмитрия I в Россию; Б) Иван IV;
3. присоединение Украины; В) Борис Годунов;
4. Смоленская война. Г) Василий Шуйский;
Д) Михаил Федорович.
4 Установите соответствие между событиями и датами:
СОБЫТИЯ ДАТЫ
1. принятие Соборного Уложения; А) 1666-1667 гг.;
2. Медный бунт; Б) 1649 г.;
3. начало церковного раскола; В) 1662 г.;
4. избрание на царство Михаила Романова. Д) 1606-1607 гг.;
Г) 1613 г.
6. Задание с развернутым ответом
Назовите основные предпосылки «бунташного века» в России.

ТЕМА 4 МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИИ (XVIII ВЕК)

1. Задания на знание дат и хронологии

1. Когда в России было введено новое летосчисление:
1. 1 января 1700 г.;

2. 1 сентября 1709 г.;

3. 1 января 1725 г.;
4. 1 сентября 1721 г.


2. Крым вошел в состав России в:

1. XVIII в.;
2. XVII в.;

3. XVI в.;
4. XIX в.


3. Расположите в хронологической последовательности события XVIII в.:

1)введение нового летосчисления 1700
2) основание Санкт-Петербурга 1703;
3) создание Сената 1711;
4) учреждение Академии наук 1724;

4. Расположите в хронологической последовательности события внешней политики России в XVIII в.:

1) Прутский поход 1711;
2)заключениеНиштадтского мира 1721;
3) присоединение Крыма 1783;
4) третийраздел Речи Посполитой 1795.


5. Полтавская битва произошла в:

1. 1700 г.;
2. 1721 г.;
3. 1709 г.;
4. 1703 г.


6. Расположите в хронологической последовательности следующие события:

1) начало Северной войны 1700;
2) создание Сената 1711;
3) принятие Петром I титула императора 1721;
4) учреждение Табели о рангах 1722.

7. Укажите, в какой хронологической последовательности правили в России преемники Петра I:

1) Екатерина I 1725-1727;

2) Петр II 1727-1730;
3) Анна Иоанновна 1730-1740;
4) Елизавета Петровна 1741-1762.

8. Расположите в хронологической последовательности следующие события XVIII в.:

1) основание Санкт-Петербурга 1703; 2) окончание Северной войны 1721;

3) основание Академии наук 1724;
4) основание Московского университета 1755.
9. Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева приходится на:

1. 1773-1775 гг.;
2. 1796-1801 гг.;
3. 1756-1763 гг.;
4. 1768-1774 гг.


2. Задания на знание фактов.

1. Первым императором на российском троне был:

1. Алексей Михайлович;
2. Петр I;

3. Павел I;
4. Александр I.


2. Какую битву Петр I назвал «матерью Полтавской баталии»:

1. сражение при Лесной;
2. взятие Нарвы;
3. взятие Нотебурга;
4. битву при Ниеншанце.


3. Камчатские экспедиции в первой половине XVIII в., проложившие восточный морской путь из России в Северную Америку, возглавлял:

1. В. Беринг;
2. С. Дежнев;
3. С. Хабаров;
4. В. Атласов.


4. А. Меншиков, Ф. Апраксин, Я. Брюс, Ф. Лефорт известны в истории как:
1. «птенцы гнезда Петрова»;
2. вельможи эпохи Екатерины II;
3. организаторы стрелецкого бунта в конце XVII в.;
4. деятели, участвовавшие в проведении церковной реформы XVII в.

5. Василий Никитич Татищев –
1. скульптор, член Академии художеств;
2. поэт, сформулировавший принципы русского стихосложения;
3. путешественник, открывший пролив между Америкой и Азией;
4. историк и государственный деятель, автор «Истории Российской с древнейших времен».

6. К представителям культуры XVIII в. принадлежит:

1. Николай Новиков;
2. Симон Ушаков;
3. Алевиз Новый;
4. Михаил Лермонтов.


7. Кто из названных лиц был государственным деятелем XVIII в.:

1. Г. Потемкин;
2. И. Пересветов;
3. А. Ордин-Нащокин;
4. А. Адашев?


8. В середине XVIII в. Россия принимала участие в войне, вошедшей в историю как:

1. Семилетняя;
2. Северная;
3. Отечественная;
4. Крымская.


"9. Имя архитектора – автора проектов Зимнего дворца в Санкт-Петербурге и Большого Екатерининского дворца в Царском Селе:

1. В. И. Баженов;
2. М. Ф. Казаков;
3. В. В. Растрелли;
4. И. Е. Старов.


3. Задания на знание понятий.

1. Выберите наиболее точное определение модернизации:
1. это процесс замены ручного труда машинным;
2. это процесс, вызывающий глубокие социальные сдвиги, появление новых групп и классов;
3. это процесс смены традиционного общества обществом индустриальным.

2. Рекрутская повинность в XVIII в. – это:
1. обязанность крестьян работать в хозяйстве помещика;
2. способ комплектования русской армии;
3. прикрепление крепостных крестьян к мануфактурам;
4. способ формирования рынка рабочей силы.
3. Органами городского управления в России с 1720 г. стали:

1. приказы;
2. городские думы;
3. магистраты;
4. городские управы.


4. Ассамблеи появились в России в царствование:

1. Петра I;
2. Екатерины II;
3. Александра I;
4. Александра II.


5. Какое из приведенных ниже понятий связано с эпохой дворцовых переворотов в России:

1. «хованщина»;
2. «смута»;
3. «опричнина»;
4. «бироновщина»?


6. Секуляризация – это:
1. политика оказания экономической помощи предпринимателям;
2. активное государственное вмешательство в хозяйственную жизнь;
3. политика государства, направленная на поддержку отечественного производства;
4. обращение государством церковной собственности в государственную.

7. Государственные крестьяне – это:
1. лично свободные крестьяне, жившие на казенных землях;
2. крепостные крестьяне;
3. крестьяне, владевшие землей на правах собственности;
4. крестьяне, приписанные к мануфактурам.

8. Кондиции – это:
1. условия вступления на престол Анны Иоанновны, выдвинутые Верховным тайным советом;
2. условия прохождения службы в русской армии, принятые при Анне Иоанновне;
3. свод правил поведения в дворянском кругу;
4. название одной из глав «Домостроя».

4. Задания на установление причинно-следственных связей

1. Полтавская битва 27 июня 1709 г. способствовала:
1. резкому изменению хода Северной войны;
2. распаду Северного союза;
3. потере русскими войсками Риги и Ревеля;
4. потере русскими войсками Нарвы.

2. В результате Северной войны Россия получила:

1. выход в Балтийское море;
2. Новгородские земли;
3. Смоленские земли;
4. Финляндию.


3. Резкое ухудшение положения крестьян и городских низов в начале XVIII в. было вызвано:

1. церковным расколом;
2. изменением податной системы;
3. появлением медных денег;
4. установлением налога на соль.


4. К каким результатам для России привела внешняя политика
Екатерины II:
1. утрате побережья Балтики;
2. присоединению Северного Причерноморья;
3. присоединению Средней Азии;
4. утрате Крыма.

5. Дочь Петра I Елизавета оказалась на российском престоле:
1. по завещанию Петра I;
2. по требованию участников крестьянского восстания;
3. по приглашению Верховного тайного совета;
4. в результате дворцового переворота.

5. Задания на установление соответствия.

2. Соотнесите даты и события:
ДАТА СОБЫТИЕ
1. 1711 г.; А) окончание Северной войны;
2. 1721 г.; Б) основание Санкт-Петербурга;
3. 1725 г.; В) учреждение Сената;
4. 1703 г. Г) смерть Петра I.
3. Соотнесите данные определения и понятия:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЕ
1. высший законодательный орган; А) Синод;
2. высший орган, созданный для управления Русской православной церковью; Б) Главный магистрат;
3. учреждение, управляющее городами; В) Преображенский приказ;
4. орган политического сыска. Г) Сенат.
4. Установите соответствие между понятиями и именами исторических личностей, с которыми связано их возникновение:
ПОНЯТИЯ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ
1. ассамблеи; А) Анна Иоанновна;
2. бироновщина; Б) Екатерина II
3. просвещенный абсолютизм; В) Павел I;
4. трехдневная барщина. Г) Петр I;
Д) Елизавета Петровна.
6. Задание для работы с документом
Прочитайте текст и выполните задания 1-5.
Историки о Петре I
«...Во второй половине XVII века русский народ явственно тронулся на новый путь; после многовекового движения на Восток он начал поворачивать на Запад. Само сближение было делом народным, и Петр явился вождем в этом деле. Свой гений он выразил в том, что ясно осознал свое положение и свою обязанность: вывести посредством цивилизации слабую, бедную, почти неизвестную миру Россию из той отчужденности и невежества, в каком она находилась до сей поры» (С. М. Соловьев).
«Русская земля подверглась внезапно страшному внешнему и внутреннему насилованию. Рукой палача совлекался с русского человека образ русский и напяливалось подобие общеевропейца. Все, что только носило на себе печать народности, было принято осмеянию, поруганию, гонению: одежда, обычай, нравы, самый язык – все было искажено, изуродовано, изувечено» (И.С. Аксаков).
«Человек, сочетавший в себе несовместимое: стремление к просвещению и деспотизм, строивший и казнивший своими руками, сеявший среди соотечественников ужас и обожание, тот, кто во имя «общего блага», любя и служа Отечеству, «Россию поднял на дыбы» (В. О. Ключевский).
1. На основе текста документа изложите отношение С. М. Соловьева к реформам и личности Петра I.
2. В чем суть позиции И.С. Аксакова?
3. Как оценивает В.О. Ключевский личность и деятельность Петра I?
4. Что привлекает историков в личности Петра I?
5. Объясните, почему личность и реформаторская деятельность Петра I по-разному оценивались современниками и историками.
7. Задание с развернутым ответом.
В чем сущность и особенности эпохи «дворцовых переворотов» в России?

"


"ТЕМА 5 РОССИЯ В XIX ВЕКЕ

1. Задания на знание дат.

1. Указ о «вольных (свободных) хлебопашцах» был принят в:

1. 1803 г.;
2. 1881 г.;
3. 1906 г.;
4. 1837 г.


2. Последний дворцовый переворот в России был совершен в:

1. 1801 г.;
2. 1855 г.;
3. 1881 г.;
4. 1894 г.


3. Бородинское сражение состоялось:

1. 1 июля 1812 г.;
2. 26 августа 1812 г.;
3. 17 ноября 1812 г.;
4. 12 декабря 1812 г.


4. Восстание декабристов произошло в:

1. 1825 г.,
2. 1812 г.;
3. 1830 г.;
4. 1861 г.


5. Даты 1767-1774 гг., 1853-1856 гг., 1877-1878 гг. относятся к событиям, связанным с:
1. установлением Континентальной блокады;
2. обострением восточного вопроса;
3. ослаблением крепостной зависимости крестьян;
4. возникновением литературных кружков в России.

6. Временнообязанное положение крестьян существовало в России в:

1. 1857-1895 гг.;
2. 1861-1883 гг.;
3. 1863-1906 гг.;
4. 1894-1905 гг.


7. С историей «восточного вопроса» во внешней политике России связаны события, происходившие в:

1. 1853-1856 гг., 1877-1878 гг.;
2. 1686 г., 1700-1721 гг.;
3. 1825 г., 1881 г., 1895 г.;
4. 1861 г., 1881 г., 1883 г.


8. Александр II был убит:

1. 1 мая 1887 г.;
2. 1 января 1861 г.;
3. 1 декабря 1876 г.;
4. 1 марта 1881 г.


2. Задания на знание фактов.

1. В мае 1849 г., чтобы подавить революцию, царские войска вступили на территорию:

1. Великобритании;
2. Франции;
3. Пруссии;
4. Венгрии.


2. В Крымской войне 1853-1856 гг. Россия противостояла коалиции государств, в которую входили:

1. Пруссия, Венгрия, Англия;
2. Персия, Турция, Англия;
3. Турция, Англия, Франция;
4. Франция, Персия, Греция.


3. Выдающимися драматическими актерами в XIX в. были:
1. Е. С. Семенова, М. С. Щепкин, П. С. Мочалов;
2. И. П. Мартос, П. К. Клодт, Б. И. Орловский;
3. А. П. Антропов, Д. Г. Левицкий, Ф. С. Рокотов;
4. И. М. Сеченов, И. П. Павлов, И. И. Мечников.

4 Выдающимися художниками второй половины XIX в. были:

1. В. А. Серов, И. И. Левитан;
2. М. А. Балакирев, М. И. Глинка;
3. А. М. Опекушин, И. П. Мартос;
4. С. М. Соловьев, В. О. Ключевский.


5 В России в середине XIX в.:
1. преобладало сельское население;
2. количество городского и сельского населения было примерно равным;
3. городское население резко сокращалось;
4. городское население преобладало над сельским.

3. Задания на знание понятий, соотношение фактов и понятий.

1. В первой четверти XIX в. с понятием «аракчеевщина» современники связывали:
1. разработку проектов, ограничивавших власть царя;
2. ослабление цензурного гнета, распространение иностранных книг;
3. возвращение из ссылки тех, кто попал в опалу при Павле I;
4. создание военных поселений, ужесточение дисциплины в армии.

2. Это объединение правителей ряда стран Европы и России было создано в 1-ой половине XIX в. с целью сохранения мира в Европе и поддержки старых монархических династий:

1. Священный союз;
2. Тройственный союз;
3. Антанта;
4. Северный союз.


3. С Крестьянской реформой 1861 г. связано возникновение понятия:

1. государственные крестьяне;
2. временнообязанные крестьяне;

3. черносошные крестьяне;
4. вольноотпущенные крестьяне.


4. Участок земли, доставшийся крестьянам в результате реформы 1861 г., назывался:

1. наделом;
2. отрубом;
3. имением;
4. вотчиной.


5. В 1826 г. Николай I учредил Третье отделение собственной Его Императорского Величества канцелярии, которое стало органом, ведавшим:
1. управлением государственными крестьянами;
2. политическим сыском;
3. проведением Военной реформы;
4. сбором государственных податей.

6. Теории «русского», «крестьянского» социализма А. И. Герцена и Н.Г. Чернышевского включали положение:
1. русский крестьянин не привык к общинной собственности;
2. крестьянская община – готовая ячейка социалистического строя;
3. в России необходимо создать условия для развития капитализма;
4. переход к социализму в России осуществится волей царя.

7. Органами местного самоуправления, созданными в ходе реформ 1860-1870-х гг., были:

1. Земские соборы;
2. земства;
3. соседские общины;
4. городские вече.


8. К политике контрреформ Александра III относится:

1. перевод крестьян на обязательный выкуп;
2. понижение выкупных платежей;
3. открытие новых университетов;
4. ограничение прав земств.


4. Задания на установление причинно-следственных связей

1. Выступление декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. потерпело неудачу, так как:
1. декабристы не воспользовались поддержкой народа;
2. накануне выступления были арестованы все руководители тайных обществ;
3. накануне выступления Северное и Южное общества декабристов самораспустились;
4. великий князь Константин Павлович оказал военную помощь Николаю I.

2. Что из перечисленного ниже являлось причиной замедленного развития капитализма в сельском хозяйстве России в 1870-х гг.:
1. высокие выкупные платежи;
2. крепостная зависимость крестьян;
3. право крестьян на предпринимательскую деятельность;
4. ликвидация помещичьего землевладения.

3 Развитию капитализма в России во второй половине XIX в. способствовало:
1. освобождение крестьян от крепостной зависимости;
2. введение отработок;
3. сохранение барщины, оброка;
4. существование крестьянской общины.

5. Задания на установление соответствия

1. Установите соответствие между названиями войн, военными действиями и завершившими их конгрессами, договорами.
ВОЙНЫ И ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ КОНГРЕССЫ И ДОГОВОРЫ
1. Отечественная война 1812 г.; А) Парижский конгресс;
2. русско-турецкая война 1877-1878 гг.; Б) Венский конгресс;
3. Крымская война 1853-1856 гг.; В) Тильзитский мир;
4. военные действия четвертой антинаполеоновской коалиции. Г) Берлинский конгресс;
Д) Портсмутский мир.
2. Установите соответствие между фамилиями деятелей культуры и сферами их творчества:
ФАМИЛИИ ДЕЯТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ СФЕРЫ ТВОРЧЕСТВА
1. М. С. Щепкин; А) композитор;
2. Н. В. Гоголь; Б) литературный критик;
3. В. Г. Белинский; В) писатель;
4. М. И. Глинка Г) актер;
Д) художник.

"3. Установите соответствие между фамилиями ученых и сферами их деятельности:
ФАМИЛИИ УЧЕНЫХ СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. В. С. Соловьев; А) астрономия;
2. Н. Н. Зимин; Б) химия;
3. Н. И. Пирогов; В) медицина;
4. Н. И. Лобачевский. Г) философия;
Д) математика.
6. Задание с развернутым ответом
Раскройте основные черты крестьянской общины в России после реформы 1861 г. Сделайте выводы: какие общинные порядки мешали развитию товарно-денежных (капиталистических) отношений в деревне?

ТЕМА 6 РОССИЯ В ПЕРВЫЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ XX ВЕКА:
ЭПОХА ВЕЛИКИХ ПОТРЯСЕНИЙ

1. Задания на знание дат

1. Хронологические рамки русско-японской войны:

1. 1902-1904 гг.;
2. 1904-1905 гг.;
3. 1905-1907 гг.;
4. 1907-1909 гг.


2. «Кровавое воскресение» произошло:

1. 9 января 1905 г.;
2. 8 марта 1914 г.;
3. 23 февраля 1918 г;
4. 25 октября 1917.


3. Премьер-министр П.А. Столыпин был убит в:

1. 1911 г.;
2. 1917 г.;
3. 1906 г.;
4. 1909 г.


4. Какое из этих событий Первой мировой войны относится к 1914 году:
1. «брусиловский прорыв»;
2. гибель русской армии в Восточной Пруссии;
3. поражение русской армии на Кавказе;
4. «Брестский мир».

5. Россия была провозглашена республикой:

1. 3 марта 1917 г.;
2. 1 сентября 1917 г.;
3. 25 октября 1917 г.;
4. 5 января 1918 г.


6. Первая Советская Конституция была принята в:

1. 1921 г.;
2. 1918 г.;
3. 1920 г.;
4. 1927 г.


7. Брестский мир с Германией был подписан Советской Россией в:

1. марте 1918 г.;
2. ноябре 1918 г.;
3. августе 1919 г.;
4. декабре 1917 г.


8. Учредительное собрание было созвано в:

1. январе 1918 г.;
2. феврале 1917 г.;
3. октябре 1917 г.;
4. декабре 1922 г.


9. Разрыв политического блока большевиков с левыми эсерами произошел в:

1. мае 1920 г.;
2. январе 1918 г.;
3. октябре 1917 г.;
4. июле 1918 г.


2. Задания на знание фактов

1. Во время русско-японской войны погиб адмирал:

1. З. П. Рождественский;
2. С. О. Макаров;
3. П. С. Нахимов;
4. В. А. Корнилов.


2. Монархическая партия, возникшая в ходе революции 1905-1907 гг.:
1. «Союз русского народа»;
2. Конституционно-демократическая партия (кадеты);
3. «Союз 17 октября» (октябристы);
4. Партия социалистов-революционеров (эсеры).

3. Настоящая фамилия Л. Д. Троцкого:

1. Ульянов;
2. Бронштейн;
3. Джугашвили;
4. Цедербаум.


4. На втором Всероссийском съезде Советов в октябре 1917 г. произошло принятие:

1. «Декларации прав народов России»;
2. Декрета о рабочем контроле;
3. Декрета о запрете партии кадетов;
4. Декрета о земле.


5. По Брестскому миру в 1918 г. Советская Россия потеряла территории:
1. Польши, Литвы, часть Латвии и часть Белоруссии;
2. Финляндии, Польши, Грузии;
3. Латвии, Литвы, Эстонии;
4. Эстонии, часть Польши, Армении.

6. Председатель РВС (Революционного Военного Совета) и фактически создатель РККА (Рабоче-Крестьянской Красной Армии):

1. В. И. Ленин;
2. А. И. Рыков;
3. Л. Д. Троцкий;
4. М. В. Фрунзе.


7. В годы Гражданской войны «омским правителем» называли:

1. А. Деникина;
2. П. Врангеля;
3. Н. Юденича;
4. А. Колчака.


8. Главный для восставших в 1921 г. моряков Кронштадта лозунг:

1. «Вся власть Советам!»;
2. «Война до победного конца!»;

3. «Долой Временное правительство!»;
4. «Даешь диктатуру пролетариата!»


3. Задания на знание понятий

1. В начале XX в. (до 1905 г.) Россия была:

1. самодержавной монархией;
2. конституционной монархией;
3. аристократической республикой;
4. демократической республикой.


2. Орган исполнительной власти в России в начале XX в.:

1. Государственный Совет;
2. Сенат;
3. Государственная Дума;
4. Кабинет Министров.


3. Общей чертой либерального и радикального направлений в общественном движении России начала XX в. было требование:
1. установления революционной диктатуры;
2. отмены частной собственности на землю;
3. введения политических свобод;
4. установления социалистической республики.

4. Свобода совести, объявленная в России после Февральской революции, предусматривала:
1. право использовать символы разных религий в государственных церемониях, судах, армиях;
2. право открыто проповедовать любую религию в школах;
3. проведение уроков атеизма в школах;
4. право граждан исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.

5. Первые органы советской власти, сформированные на II съезде Советов, – это:

1. ВЧК, Совнарком;
2. ВЦИК, продотряды;
3. Совнарком, комбеды;
4. Совнарком, ВЦИК.


6. Какой документ лег в основу первой советской Конституции:
1. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа;
2. Декларация прав народов России;
3. Декларация прав человека и гражданина;
4. Декрет о мире.

7. Политика «военного коммунизма» предполагала:
1. всеобщее избирательное право;
2. уравнительность в оплате труда;
3. разрешение аренды земли и найма рабочей силы;
4. сохранение мелких и средних предприятий за прежними владельцами.

8. Вооруженные отряды рабочих, проводившие продразверстку и агитационную работу в деревне, получили название:

1. продотряды;
2. «двадцатипятитысячники»;
3. отряды НКВД;
4. комбеды.


4. Задания на установление причинно-следственных связей

1. Выберите основные причины первой русской революции 1905-1907 гг.:
1. расстрел мирной демонстрации перед Зимним дворцом;
2. нерешенность аграрного вопроса;
3. отсутствие трудового законодательства;
4. экономический кризис;
5. поражение в русско-японской войне.

2. К последствиям Февральской революции относится:
1. ликвидация монархии;
2. передача земли крестьянам;
3. выход России из мировой войны;
4. установление рабочего контроля на фабриках и заводах.

"3. Руководители иностранной интервенции в годы Гражданской войны объясняли присутствие своих войск в России стремлением:
1. не допустить распространения большевизма по всей Европе;
2. предотвратить Гражданскую войну в России ради спасения населения страны;
3. способствовать восстановлению самодержавия;
4. сохранить Россию как единое государство.

4. Результатом Первой мировой войны для России стало:
1. сплочение общества;
2. укрепление престижа династии Романовых;
3. обострение политической ситуации в стране;
4. приобретение новых колоний.

5. Задания на установление соответствия

1. Соотнесите политические партии России начала XX века и их лидеров:
ЛИДЕР ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ
1. А. И. Гучков; А) большевики;
2. П. Н. Милюков; Б) меньшевики;
3. В. И. Ульянов-Ленин; В) кадеты;
4. Ю. О. Мартов; Г) эсеры;
5. В. М. Чернов. Д) октябристы.
2. Соотнесите события и даты:
СОБЫТИЕ ДАТА
1. отречение Николая II; А) 23 февраля;
2. взятие Арсенала; Б) 2 марта;
3. начало революции. В) 27 февраля.
3. Соотнесите события и даты:
СОБЫТИЕ ДАТА
1. Совет Народных Комиссаров; А) январь 1918 г.;
2. Учредительное собрание; Б) сентябрь 1917 г.;
3. Директория. В) октябрь 1917 г.
6. Задания для работы с документом
Прочитайте текст и выполните задания 1-5.
Из протоколов чрезвычайного Собрания уполномоченных фабрик и заводов Петрограда.
Март 1918 г.
Резолюция в защиту свободы печати
С самого октябрьского переворота большевики поставили одной из важнейших задач борьбу со свободным словом. Все газеты, критиковавшие их деятельность, были объявлены контрреволюционными, конфисковывались и закрывались. Правительство, именующее себя рабочее-крестьянским, боится свободного слова и особенно охотно душит именно социалистические газеты, те самые, которые читают рабочие и крестьяне.
Никогда еще не был так задушен голос всей честной и независимой печати, как в эти страшные дни, когда смертельные угрозы нависли над родиной, над рабочим классом. Как царское правительство особенно стало бояться правды во время войны, так особенно боятся правды народные комиссары теперь, когда их безумная и преступная политика отдала Россию во власть завоевателям.
За спиной народа, за спиной рабочего класса совершаются тайные сделки с германскими хищниками. Петроградские рабочие оставляются на произвол судьбы, и все это делается при гробовом молчании рабочих, ибо у них отнята свободная печать и скованы их уста. Ввиду всего этого, мы – уполномоченные фабрик и заводов Петрограда – обращаемся ко всему петроградскому пролетариату с предложением начать немедленную борьбу за свободу печати.
Особо обращаемся мы к товарищам печатникам, которых большевистская власть делает исполнителями своих самодержавных действий, заставляя их нести позорные и шпионские функции, и обрекает их на массовую безработицу. Товарищи печатники должны вспомнить, что они были всегда авангардом пролетариата, и помочь рабочему классу добыть свободу печати. Рабочий класс должен знать всю правду.
1. Почему большевики закрывали газеты, введя запрет свободы печати зимой 1917 – весной 1918 г.?
2. В каких «тайных сделках с германскими хищниками» обвиняются большевики? Почему в «Резолюции в защиту свободы печати» говорится о «безумной и преступной политике комиссаров, отдавших Россию во власть завоевателей»?
3. Какое значение имело обращение к печатникам с призывом «помочь рабочему классу добыть свободу печати»?
4. Как данная резолюция Собрания уполномоченных фабрик и заводов Петрограда характеризует рабочее движение в городе?
7. Задание с развернутым ответом
Охарактеризуйте политические итоги Гражданской войны в Советской России. Определите последствия войны для дальнейшего развития страны.

ТЕМА 7 СОВЕТСКАЯ РОССИЯ, СССР В СЕРЕДИНЕ
1920-х – 1930-е ГОДЫ

1. Задания на знание дат.

1. Советский Союз был образован:

1. 23 февраля 1918 г.;
2. 30 декабря 1922 г.;
3. 21 января 1924 г.;
4. 25 октября 1917 г.


2. Основатель советского государства В. И. Ленин умер в:

1. 1922 г.;
2. 1926 г.;
3. 1924 г.;
4. 1925 г.


3. Политика «сплошной коллективизации» и «ликвидации кулачества как класса» проводилась:
1. в середине 1920-х гг.;
2. в конце 1920-х гг.;
3. в конце 1920-х – начале 1930-х гг.;
4. по окончании Великой Отечественной войны.

4. Первая очередь ДНЕПРОГЭС была построена в:

1. 1927-1932 гг.;
2. 1933-1938 гг.;
3 1922-1926 гг.;
4. 1939-1940 гг.


5. 1937 г. в истории России – это год:
1. «великого перелома»;
2. великого террора;
3. наивысших экономических достижений СССР в предвоенные годы;
4. признания СССР ведущими западными странами.

6. СССР заключил с Чехословакией договор о взаимопомощи в:

1. 1938 г.;
2. 1922 г.;
3. 1935 г.;
4. 1939 г.


7. Стахановское движение развернулось в СССР с:

1. 1921 г.;
2. 1935 г.;
3. 1937 г.;
4. 1924 г.


8. СССР вступил в Лигу Наций в:

1. 1925 г.;
2. 1922 г.;
3. 1937 г.;
4. 1934 г.


9. «Пакт о ненападении» с гитлеровской Германией был подписан СССР в:

1. 1937 г.;
2. 1938 г.;
3. 1936 г.;
4. 1939 г.


2. Задания на знание фактов.

1. И. В. Сталин по полученному образованию являлся:

1. учителем;
2. священником;
3. журналистом;
4. фельдшером.


2. План образования СССР, инициатором которого был И. В. Сталин, назывался проектом:

1. автономизации;
2. унитаризации;

3. федерализации;
4. агрегации.


4. Автором письма, в отрывке из которого говорится: «После постановки «Дней Турбиных» я просил разрешения вместе с моей женой на короткий срок уехать за границу и получил отказ... Теперь мое положение стало ясным: ни одна строка моих произведений не пойдет в печать, ни одна пьеса не будет играться, работать в атмосфере полной безнадежности я не могу», – являлся:

1. Б. Пастернак;
2. М. Булгаков;
3. М. Шолохов;
4. А. Солженицын.


5. К важнейшим событиям в жизни СССР в 1935 г. относится:
1. отмена карточной системы на продукты питания;
2. начало коллективизации;
3. начало индустриализации;
4. принятие новой Конституции.

6. В 1930-е гг. в СССР существовала:

1. обязательная прописка;
2. высокая зарплата рабочих;
3. высокая плата за проезд;
4. свобода выезда из страны.


7. Экономика СССР в 1930-х гг. функционировала на принципах:
1. хозрасчета и самоокупаемости;
2. рыночного регулирования;
3. директивно-командных методов;
4. сочетания рыночной экономики и частичного государственного регулирования.

8. Важным внешнеполитическим событием 1939 г. было заключение СССР:

1. пакта о ненападении с Германией;
2. мира с Финляндией;
3. договора с Японией;
4. договора с Польшей.


9. Для культурной жизни СССР в 30-х гг. было характерно:
1. разрешение свободы творческой деятельности;
2. установление партийного идеологического контроля;
3. снижение образовательного уровня народа;
4. отказ от марксистко-ленинского учения.

"
4. Задания на установление причинно-следственных связей

1. Причиной, способствовавшей установлению дипломатических отношений стран Запада с Советской Россией в середине 1920-х гг., являлось:
1. стремление завоевать советский рынок;
2. стремление прекратить деятельность Коминтерна;
3. требование русской эмиграции снять блокаду Советской России;
4. стремление вернуть долги царского правительства.

2.Осуществление политики коллективизации привело к:
1. созданию крупной государственной и кооперативной собственности в деревне;
2. прекращению продажи зерна за границу по низким ценам;
3. переходу на денежную оплату труда колхозников;
4. передаче МТС бесплатно колхозам.

3. Индустриализация в СССР в 30-е годы осуществлялась за счет (уберите лишнее):
1. коллективизации сельского хозяйства;
2. кредитов, полученных от стран Запада;
3. высокой рентабельности промышленности;
4. продажи за рубеж золота, алмазов, произведений искусства;
5. личных средств граждан, полученных в ходе проведения внутренних займов.

4. В связи с угрозой войны с Германией советским правительством в конце 1930-х – начале 1940-х гг. было предпринято:
1. расторжение торгового договора с Германией;
2. строительство новых заводов в западных районах;
3. приведение приграничных военных округов в полную боевую готовность;
4. создание новых образцов военной техники.

5. Последствием заключения Пакта о ненападении между СССР и Германией явилось:
1. вступление СССР в Лигу Наций;
2. политическое сближение СССР со странами западной демократии;
3. советско-финская война;
4. вступление СССР в организацию военно-политической оси «Рим-Берлин-Токио».

5. Задания на установление соответствия

1. Установите соответствие между фамилиями российских ученых – нобелевских лауреатов и сферами их деятельности:
УЧЕНЫЕ СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Н. Н. Семенов; А) физика;
2. И. И. Мечников; Б) химия;
3. И. П. Павлов; В) физиология;
4. П. Л. Капица. Г) медицина;
Д) биология.
2. Установите соответствие между годами и событиями внешней политики СССР в 1930-е гг.:
ГОДЫ СОБЫТИЯ
1. 1933 г.; е- А) заключение советско-германского пакта о ненападении;
2. 1935 г.; Б) принятие СССР в Лигу Наций;
3. 1934 г.; В) установление дипломатических отношений между СССР и США;
4. 1939 г. Г) подписание советско-французского договора о взаимопомощи;
Д) подписание Рапалльского договора с Германией.
3. Установите соответствие между фамилиями крупнейших скульпторов и памятниками, созданными ими в советское время:
СКУЛЬПТОРЫ НАЗВАНИЕ ПАМЯТНИКА
1. И. Д. Шадр; А) монумент «Рабочий и колхозница»;
2. С. Т. Коненков; Б) памятник «Юный Пушкин»;
3. М. К. Аникушин; В) мемориальная доска «Павшим в борьбе за мир и братство народов»;
4. В. И. Мухина. Г) скульптура «Булыжник – оружие пролетариата»;
Д) памятник Л. Н. Толстому.
5. Установите соответствие между названиями советских фильмов и фамилиями их режиссеров:
КИНОФИЛЬМЫ РЕЖИССЕРЫ
1. «Броненосец Потемкин»; А) С. Эйзенштейн;
2. «Чапаев»; Б) Братья Васильевы;
3. «Веселые ребята»; В) Г. Александров;
4. «Ленин в Октябре». Г) М. Ромм;
Д) М. Донской.

6. Задание для работы с документом
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Из сочинения историка XX века В. М. Кулиша.
«Хорошо известно, что культ личности И. В. Сталина не был мимолетным эпизодом нашей истории. Он был таким «заблуждением», которое дорого обошлось советскому народу, причинило огромные потери в человеческом и моральном выражении, а также в сфере идеологии, морали, общественной психологии... Они оказали отрицательное воздействие, в частности, на решение проблемы обеспечения безопасности и военной защиты страны.
...Известно, что Сталин постепенно отошел от ленинских методов коллективного руководства и лично принимал решения по важнейшим политическим, экономическим и военным вопросам. По мере укрепления личной власти Сталина, внедрения жесткой централизации и командно-бюрократических методов управления демократия ограничивалась, а в ряде случаев и свертывалась».
1. Укажите хронологические рамки периода, о котором идет речь в отрывке. Как историками и обществоведами называется политический режим, сложившийся в СССР в период правления Сталина?
2. Приведите не менее трех аргументов, подтверждающих мнение автора об огромных потерях, которые понесло советское общество в результате складывания культа личности Сталина.
3. На основе знаний по истории приведите не менее трех причин складывания культа личности вождя в СССР.
7. Задание с развернутым ответом.
Охарактеризуйте внешнюю политику СССР в 1930-е гг. Назовите итоги внешней политики СССР к июню 1941 г.

"ТЕМА 8 ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА
СОВЕТСКОГО СОЮЗА (1941-1945 ГГ.)

1. Задания на знание дат.

1. План немецкого командования, в котором говорилось: «Главное командование сухопутных сил обращает внимание на то, чтобы перегруппировки войск группы армий « Центр», необходимые для проведения операции «Тайфун», оставались по возможности скрытыми от русских, в особенности передвижения моторизованных соединений в район расположения группы армий «Центр», а также перемещение главных сил авиации. Поэтому прошу командования групп армий производить перемещения частей по возможности в ночное время по мере того, как это позволяют дорожные условия и состояние войск... День начала предполагаемого наступления – «Т» – будет сообщен за три дня», – был приведен в действие:

1. в июне 1941 г.;
2. осенью 1941 г.;
3. летом 1942 г.;
4. зимой 1942-1943 гг.


2. Контрнаступление советских войск в Московской битве началось:

1. 5-6 декабря 1941 г.;
2. 19 ноября 1942 г.;
3. 6 июля 1941 г.;
4. 16 апреля 1942 г.


3. Время создания Центрального штаба партизанского движения при Ставке Верховного Главнокомандующего в годы Великой Отечественной войны:

1. сентябрь 1941 г.;
2. май 1942 г.;

3. сентябрь 1942 г.;
4. март 1943 г.


4. Когда был учрежд
Цена, руб.2000

Заказать работу «Рабочая тетрадь по Истории»

Ваше имя *E-mail *
E-mail *
Оплата картой, электронные кошельки, с мобильного телефона. Мгновенное поступление денег. С комиссией платежной системы
Оплата вручную с карты, электронных кошельков и т.д. После перевода обязательно сообщите об оплате на 3344664@mail.ru




Нажав на кнопку "заказать", вы соглашаетесь с обработкой персональных данных и принимаете пользовательское соглашение

Так же вы можете оплатить:

Карта Сбербанка, номер: 4279400025575125

Карта Тинькофф 5213243737942241

Яндекс.Деньги 4100112624833

QIWI-кошелек +79263483399

Счет мобильного телефона +79263483399

После оплаты обязательно пришлите скриншот на 3344664@mail.ru и ссылку на заказанную работу.