Педагогическая риторика
Цена, руб.350
Номер работы617
ПредметПедагогика
Тип работы Контрольная
Объем, стр.7
Оглавление
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ
«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА»

Прочитайте рассказ М. Зощенко «Ёлка»
и выполните следующие задания

1. Выделите компоненты речевой ситуации (УМК: раздел II, утверждение 6).


2. Назовите роли коммуникантов (УМК: раздел II, утверждение 3).

1) по отношению к сообщаемой информации – адресант / адресат; 2) по внешним условиям общения – партнер (официальное общение) / собеседник (неофициальное общение);
3) по зависимости от речевой ситуации – постоянные роли (пол, национальность, социальное положение, семейное положение, родственные связи и т.п.) / переменные роли (пассажир, пешеход – водитель, покупатель – продавец, врач – пациент, парикмахер – клиент и т.п.);
4) по взаимоотношениям коммуникантов – симметричные роли / несимметричные роли (по возрасту, социальному статусу, осведомленности в данном предмете речи и пр.).

3. Определите виды общения (УМК: раздел II, утверждение 5).

Виды общения можно классифицировать на разных основаниях: 1) по числу участников – межличностное / групповое / массовое; 2) по положению в пространстве и отношению ко времени – контактное (здесь и сейчас) / дистантное (коммуниканты разделены в пространстве и / или во времени; 3) по форме – вербальное (словесное, речевое) / невербальное (несловесное, неречевое); по внешним условиям и соблюдению социальных ролей – официальное (в деловой обстановке. В общественном месте и т.п.) / неофициальное (дома, в кругу друзей и т.п.); 5) по отношению к целевой установке – фатическое (контактоустанавливающее) / нефатическое (информационное).
4. Определите цели общения (УМК: раздел II, утверждение 7).

Разработана определенная типология коммуникативных намерений (основных целевых моделей общения): 1) информировать / получить информацию (например, описать, рассказать, отчитаться и др.); 2) убедить (доказать, аргументировать, склонить к своему мнению); 3) побудить (склонить к совершению или несовершению какого-либо действия); 4) призвать (прямое воздействие); 5) выразить чувства, дать оценку.


5. Проанализируйте речь взрослых участников общения (гостей и родителей) с точки зрения коммуникативных качеств (УМК: раздел I, утверждение 6).

Коммуникативные качества речи (сводная таблица).

Коммуникативные качества речи (ККР)
Наименование Определение, характеристика
1. Правильность
Соответствие речи языковым нормам – орфоэпическим, лексическим, морфологическом, синтаксическим и т.д. (см. раздел «Общие сведения о языке»).
2. Точность
Строгое соответствие слов обозначаемым предметам (явлениям) действительности; полная соотнесённость значений употребляемых слов и словосочетаний со смысловой и предметной сторонами речи.
А) Предметная
(фактическая) Правильность, определённость, правдивость называния конкретных фактов, событий, явлений.
Б) Понятийная
(терминологич.) Правильность отражения в речи сущности признаков, связей, отношений предметов, явлений, фактов; точность словоупотребления.
3. Уместность
Ситуативная обоснованность словоупотребления, использования различных языковых и речевых средств; соответствие речи всем составляющим речевой ситуации.
4. Логичность Точность выражения мысли, умение последовательно и непротиворечиво и аргументировано оформлять выражаемое содержание; соблюдение логических законов (см. далее).
5. Доступность Такое построение речи, при котором уровень её сложности в терминологическом, содержательном и структурном отношениях соответствует уровню понимания адресата; понятность речи её адресату.
6. Чистота Свобода речи от элементов, чуждых литературному языку (жаргонизмов, варваризмов, диалектизмов, слов-паразитов) и отвергаемых нормами нравственности (бранных слов, вульгаризмов).
7. Богатство
Разнообразие речи, обширный словарный запас, свободное владение говорящим возможностями родного языка (синонимия, образность, стилистическая вариативность).
8. Выразительность Соответствие выражения говорящим (пишущим) своего отношения к предмету условиям общения, речевой ситуации; целесообразное использование в речи изобразительно-выразительных, эмоционально-экспрессивных и интонационных (в устной речи) средств.


6. Выявите причины коммуникативных неудач участников общения (УМК: раздел II, утверждение 14).

Основными причинами коммуникативных неудач являются следующие: 1) чуждая коммуникативная среда (малая степень знакомства коммуникантов, незнакомая обстановка); 2) нарушение паритетности общения (равноправия коммуникантов, симметричности ролей, правил солидарности и кооперации); 3) ритуализация, формализация живого общения (отсутствие искренности, доброжелательности, эмоциональной связи между коммуникантами; использование словесных клише, речевых штампов); 4) неумение соотнести высказывания с реальной действительностью (отсутствие точности речи, представления о понимании условий общения); 5) незнание предмета речи (неумение дать точное описание, логичное объяснение, самоповторы и самоперебивы речи, путаница понятий); 6) отсутствие учета «фактора адресата» (непонимание возрастных, социальных, личностных особенностей слушателя, неумение оценить его актуальную роль в диалоге, уровень интеллектуальной и коммуникативной подготовки к восприятию речи); 7) различные целевые установки коммуникантов («каждый о своем», что приводит к взаимному непониманию смысла высказываний); 8) неумение понимать метасообщения (подтекст, намеки).

7. Как бы вы поступили на месте мамы Миньки и Лёли? Укажите способы устранения конфликта и возможности гармонизации общения в данной ситуации (УМК: раздел II, утверждение 17; раздел III, утверждение 10).
Условиями успешного общения и преодоления коммуникативных неудач являются, прежде всего, следующие: 1) коммуникативная заинтересованность (обоюдное желание коммуникантов вести диалог, их взаимная потребность в общении, настроенность на взаимопонимание); 2) понимание общей целевой установки общения и конкретного коммуникативного намерения говорящего (умение и желание проникнуть в речевой замысел; умение понимать метасообщения: что говорящий сказал? Что хотел сказать? Что сказал ненамеренно?); 3) способность говорящего варьировать способ представления реального события (умение перефразировать, умение передать свое отношение к адресату и предмету речи - с помощью оценочных слов, вводных конструкций, уменьшительно-ласкательных суффиксов и др.); 4) знание и учет внешних обстоятельств речевой ситуации (канал общения (например: телефон, записка), эмоциональный настрой, физическое состояние адресата, официальность / неофициальность общения и т.д.); 5) умение импровизировать (быстро и адекватно реагировать на реплики собеседника, проявлять находчивость, гибкость в общении); 6) умение импровизировать (предугадывать, предвосхищать ответные словесные и невербальные реакции адресата, общий замысел его речи); 7) знание норм речевого этикета и грамотное использование в речи этикетных средств.


8. Сравните ситуацию из рассказа М. Зощенко с аналогичной – из романа В. Катаева «Белеет парус одинокий». Чье речевое поведение – мамы Мишки с Лелей или тети Павлика – следует считать более правильным? Почему? Аргументируйте свою позицию. Сделайте общий вывод об успешности общения и эффективности воспитательного воздействия в обеих ситуациях.


Михаил Зощенко «Ёлка»

... Когда мне, дети, ударило пять лет, то я уже отлично понимал, что такое елка.
И я с нетерпением ожидал этого веселого праздника. И даже в щелочку двери подглядывал, как моя мама украшает елку.
А моей сестренке Леле было в то время семь лет. И она была исключительно бойкая девочка.
Она мне однажды сказала:
– Минька, мама ушла на кухню. Давай пойдем в комнату, где стоит елка, и поглядим, что там делается.
Вот мы с сестренкой Лелей вошли в комнату. И видим: очень красивая елка. А под елкой лежат подарки. А на елке разноцветные бусы, флаги, фонарики, золотые орехи, пастилки и крымские яблочки.
Моя сестренка Леля говорит:
– Не будем глядеть подарки. А вместо того давай лучше съедим по одной пастилке.
И вот она подходит к елке и моментально съедает одну пастилку, висящую на ниточке.
Я говорю:
– Леля, если ты съела пастилку, то я тоже сейчас что-нибудь съем.
И я подхожу к елке и откусываю маленький кусочек яблока.
Леля говорит:
– Минька, если ты яблоко откусил, то я сейчас другую пастилку съем и вдобавок возьму себе еще эту конфетку.
А Леля была очень такая высокая, длинновязая девочка. И она могла высоко достать.
Она встала на цыпочки и своим большим ртом стала поедать вторую пастилку.
А я был удивительно маленького роста. И мне почти что ничего нельзя было достать, кроме одного яблока, которое висело низко.
Я говорю:
– Если ты, Лелища, съела вторую пастилку, то я еще раз откушу это яблоко.
И я снова беру руками это яблоко и снова его немножко откусываю.
Леля говорит:
– Если ты второй раз откусил яблоко, то я не буду больше церемониться и сейчас съем третью пастилку и вдобавок возьму себе на память хлопушку и орех.
Тогда я чуть не заревел. Потому что она могла до всего дотянуться, а я нет.
Я ей говорю:
– А я, Лелища, как подставлю к елке стул и как достану себе тоже что-нибудь, кроме яблока.
И вот я стал своими худенькими ручонками тянуть к елке стул. Но стул упал на меня. Я хотел поднять стул. Но он снова упал. И прямо на подарки.
Леля говорит:
– Минька, ты, кажется, разбил куклу. Так и есть, ты отбил у куклы фарфоровую ручку.
Тут раздались мамины шаги, и мы с Лелей убежали в другую комнату.
Леля говорит:
– Вот теперь, Минька, я не ручаюсь, что мама тебя не выдерет.
Я хотел зареветь, но в этот момент пришли гости. Много детей с их родителями.
И тогда наша мама зажгла все свечи на елке, открыла дверь и сказала:
– Все входите.
И все дети вошли в комнату, где стояла елка.
А наша мама говорит:
– Теперь пусть каждый ребенок подходит ко мне и я каждому буду давать игрушку и угощенье.
И вот дети стали подходить к нашей маме. И она каждому дарила игрушку. Потом снимала с елки яблоко, пастилку и конфету и тоже дарила ребенку.
И все дети были очень рады.
Потом мама взяла в руки то яблоко, которое я откусил, и сказала:
– Леля и Минька, подойдите сюда. Кто из вас двоих откусил это яблоко?
Леля сказала:
– Это Минькина работа.
Я дернул Лелю за косичку и сказал:
– Это меня Лелька научила.
Мама говорит:
– Лелю я поставлю в угол носом, а тебе я хотела подарить заводной паровозик. Но теперь этот заводной паровозик я подарю тому мальчику, которому я хотела дать откусанное яблоко.
И она взяла паровозик и подарила его одному четырехлетнему мальчику. И тот моментально стал с ним играть.
И я рассердился на этого мальчика и ударил его по руке игрушкой. И он так отчаянно заревел, что его собственная мама взяла его на ручки и сказала:
– С этих пор я не буду приходить к вам в гости с моим мальчиком.
И я сказал:
– Можете уходить, и тогда паровозик мне останется.
И та мама удивилась моим словам и сказала:
– Наверное, ваш мальчик будет разбойник.
И тогда моя мама взяла меня на ручки и сказала той маме:
– Не смейте так говорить про моего мальчика. Лучше уходите со своим золотушным ребенком и никогда к нам больше не приходите.
И та мама сказала:
– Я так и сделаю. С вами водиться, что в крапиву садиться.
И тогда еще одна, третья, мама сказала:
– И я тоже уйду. Моя девочка не заслужила того, чтобы ей дарили куклу с обломанной рукой.
И моя сестренка Леля закричала:
– Можете тоже уходить со своим золотушным ребенком. И тогда кукла со сломанной ручкой мне останется.
И тогда я, сидя на маминых руках, закричал:
– Вообще можете все уходить, и тогда все игрушки нам останутся.
И тогда все гости стали уходить.
И наша мама удивилась, что мы остались одни.
Но вдруг в комнату вошел наш папа.
Он сказал:
– Такое воспитание губит моих детей. Я не хочу, чтобы они дрались, ссорились и выгоняли гостей. Им будет трудно жить на свете, и они умрут в одиночестве.
И папа подошел к елке и потушил все свечи. И сказал:
– Моментально ложитесь спать. А завтра все игрушки я отдам гостям.
И вот, ребята, прошло с тех пор тридцать пять лет, и я до сих пор хорошо помню эту елку…

Цена, руб.350

Заказать работу «Педагогическая риторика»

Ваше имя *E-mail *
E-mail *
Оплата картой, электронные кошельки, с мобильного телефона. Мгновенное поступление денег. С комиссией платежной системы
Оплата вручную с карты, электронных кошельков и т.д. После перевода обязательно сообщите об оплате на 3344664@mail.ru




Нажав на кнопку "заказать", вы соглашаетесь с обработкой персональных данных и принимаете пользовательское соглашение

Так же вы можете оплатить:

Карта Сбербанка, номер: 4279400025575125

Карта Тинькофф 5213243737942241

Яндекс.Деньги 4100112624833

QIWI-кошелек +79263483399

Счет мобильного телефона +79263483399

После оплаты обязательно пришлите скриншот на 3344664@mail.ru и ссылку на заказанную работу.