Контрольная работа по культуре речи 8 тем
Цена, руб. | 400 |
Номер работы | 8938 |
Предмет | Филология |
Тип работы | Контрольная |
Объем, стр. | 14 |
Оглавление | "Тема 1. Язык как система. Язык и речь, функции языка. Понятие культуры речи. Понятие о нормах русского литературного языка. Виды норм Контрольный тест по теме 1. Перечислите уровни языка. Фонемный, морфемный, лексический, синтаксический 2. Минимально значимая единица языка – это: а) фонема; б) лексема; в) морфема; г) идеологема. 3. Совокупность средств общения людей – это: а) речь; б) язык; в) речевая деятельность; г) знаки. 4. Продолжите высказывание: а) язык – это средство общения, а речь – это воплощение и реализация языка, который посредством речи выполняет свою коммуникативную функцию; б) речь материальна, язык идеален; в) речь ситуативно обусловлена, а язык независим от обстановки общения; г) язык статичен, а речь динамична 5. Функция хранения и передачи информации о действительности, традициях, культуре, истории народа – это функция: а) коммуникативная; б) аккумулятивная; в) фактическая; г) гносеологическая. 6. Какие функции и каким образом выполняет язык при общении ученика и учителя? Коммуникативная функция заключается в способности языка служить средством общения учителем и учеником. Язык располагает единицами, необходимыми для построения сообщений, правилами их организации и обеспечивает возникновение сходных образов в сознании участников общения. Аккумулятивная функция позволяет предавать информацию о действительности учителем ученику, учеником учителю Фактическая функция языка проявляется в установлении контакта между учителем и учеником Гносеологическая функция, являясь одной из основных, позволяет и учителю, и ученику посредством языка выражать свои мысли. 7. Культура речи – это: а) общее качество речи, противопоставленное речевому бескультурью; б) следование нормам литературного языка с учетом ситуации; в) наука, разрабатывающая нормы литературного языка; г) наука, изучающая дефекты речи. 8. Что не относится к особенностям норм литературного языка: а) выразительность; б) распространенность; г) изменчивость; д) общеобязательность. 9. Строго обязательная норма: а) императивная; б) диспозитивная; в) инвариативная; г) пресуппозитивная. 10. Произносительные нормы устной речи: а) морфологические; б) лексические; в) синтаксические; г) орфоэпические Тема 2. Орфоэпическая правильность речи. Нормы произношения и ударения Контрольные задания по теме 1. Объясните значения слов с разными ударениями, составьте словосочетания: Атлас. Видение. Ирис. Клубы. Острота. Угольный. Трусить. Лавровый. Склонен. 2. Расставьте ударения в прилагательных? (это существительные): Асимметрия, бензопровод, вероисповедание, ветеринария, бунгало, генезис, диспансер, жизнеобеспечение, камбала, каталог, квартал, некролог. 3. Расставьте ударения в формах слов: Брать - брал - брало - брали - брала; прав - право - правы - права; принят - принято - приняты – принята; близкий - близок - близка - близко -близки; редкий - редок - редка -редко – редки; начать - начат - начата - начато - начаты; принять - принят - принята - при¬нято - приняты. 4. Вставьте пропущенные буквы в словах: Склониться над ручьем, наклонить голову, преклонить колена, отклонение в сто¬рону; затворить калитку, затворять дверь, чудесное творение, растворить окно, домаш¬няя утварь, хорошо загореть, медленно сгорать, сгореть дотла, загорелый юноша, догоравший костер, озарять пламенем, озарить солнцем, яркие зарницы, утренняя заря. 5. Укажите место ударения в наречиях: Завидно, задолго, изредка, издавна, мастерски, наголо, надолго, поедом, поутру, щегольски. 1. Приведите примеры труднопроизносимых сочетаний согласных (не менее 10 слов). 2. Выпишите слова иноязычного происхождения, в которых перед гласным Е согласный произносится: 1) твердо, 2) мягко. 3. Вставьте пропущенные буквы в словах, расставьте ударения: Безвозмездно, участник, жалостливый, совестливый, самочувствие, межзвёздный, целостный, прелестный, великовозрастный, ужасный, хвастливый, сладостный, хвастовство, властный. Тема 3. Графика и орфография Контрольные задания 1. Вставьте пропущенные буквы и объясните графически написание безударных гласных в корне. Вермишель, дивиденд, дирижабль, идиома, инженер, метеорит, ориентир, сертификат, филиал, ювелир, аметист, бетонировать. Винегрет, диагональ, идеология, керамика, пластилин, снегирь, эликсир. 2. Вставьте пропущенные буквы и объяснить написание чередующихся гласных в корне слова (например, прикоснуться – нет а) Сложить, сложение, вложение, изложение, налагать, низложить, облагаться, предлагать , разложение, слагаемое, безотложный, возлагать, доложить, излагать, отлагать, переложение, прилагательное, разлагаться, расположение, благорасположение, сослагательное. 3. Вставьте пропущенные буквы и объясните написание О-Е после шипящих (согласно алгоритму, например, корчевать – под ударением, не в корне, в суффиксе глагола. Алгоритм неверный) Беспощадный, выжидать, жюри, выкорчеванный, корчёвка, гребешок, прожорливый, расчёсанный, решётка, счётно-вычислительный, цокотуха, чащоба, шёлк, решётчатый, трущоба, цоканье, чёткий, кружево, монтажёр, одеяльце, окольцевать, окольцованный, песочек, плечом к плечу, индюшонок. 4. Вставьте пропущенные буквы, объясните написание приставок графически (например, раздать, прибить – значение: присоединение) Бедный-пребедный, прибавление, превратный, превозносить, перегородка, причудливый, приключения, приморский, препарат, препятствие, привокзальный, присутствие, приказ, президиум, приведение, пребывание, приклеить, преграда, пресечь, приключения, прибавление, приверженец. 5. Вставьте пропущенные буквы и объясните написание Н –НН (например, багряный – пишется –Н-, так как суффикс –ЯН-) . Румяный клюквенный стеклянный соломенный гостиный пчелиный ветреный каменный лекарственный барабанный ломаный формированный полужареный вареный поломанный скошенный рискованный масляный рваный родственник стриженая перепуганная взбешенный раненый конный весенний оловянный 6. Вставьте пропущенные буквы и объясните написание частиц НЕ-, НИ- (например, несколько – слитно, так как можно заменить синонимом без не – мало – так объяснять написание местоимений нельзя ни в коем случае!) 1. Праздник не веселый, а грустный 2. Не земной, а небесный 3. Невеселый человек 4. Некогда 5. Не пойду в школу 6. Взлететь невысоко 7. Неуютная квартира 8. Не к кому идти 9. Некого любить 10. Ни слуху, ни духу Тема 4. Лексика. Нормативное использование в речи профессиональной лексики. Лексические ошибки и способы их устранения. Основные типы словарей Контрольные задания 1. Дайте оценку использованию лексических средств в приведенных предложениях; укажите на употребление слова без учета его семантики. В течение февраля в Подмосковье продолжительность суток возрастет на 2 часа. Хороших работников на нашем предприятии на¬граждают Доской почета. Вырубка древесины по берегам рек наносит ущерб окружающей среде. 2. Проанализируйте предложения с точки зрения лексической сочетаемости. Исправьте предложения. Повышение белковитости зерна ставит перед исследова¬телями большие трудности. В журнале я прочел большую дискуссию о роли отца в воспитании своих детей. Эта поли¬тика уже приносит положительные плоды. 3. Вместо точек употребите один из синонимов. Объясните свое мнение. В нашем крае много удаленные населенных пунктов, в них прожи-вает две трети населения. 4. Назовите ошибки, возникающие при употреблении антонимов. Исправьте предложения. В вашем предложении нет умных идей, только глупые. 5. Определите причины возникновения двусмысленности (неправильное употребление многозначных слов и омонимов). Спортсмен своей меткой стрельбой поражал не только мишени, но и зрителей. "Тема 5. Фразеология. Типы фразеологических единиц, их использование в речи. Профессиональная фразеология Контрольные задания 1. Укажите случаи использования фразеологизмов без учета их семантики (за справками обращайтесь к ""Фразеологическому словарю русского языка"" под редакцией А.И. Молоткова). Исправьте предложения. Изящно и просто фигуристы решили эту тяжелейшую проблему и поставили на ней крест. Командиры и солдаты диву давались: каким манером (как) враг, никем не замеченный, мог пройти версты четыре полем и почти сесть на шею нашим. Мы долго ждали, когда наши фигуристки пробьют окно в Европу. 2. Укажите речевые ошибки в употреблении фразеологизмов. Исправьте ошибки. Значительный эффект на аудиторию оказывает использование народным судьей примеров, взятых из жизни. В нашем административном округе придается большое внимание благоустройству дворовых территорий. Я заметил в нескольких шагах от себя дом, который я отлично знаю как свои пять пальцев. Тема 6. Морфология. Морфологические нормы. Ошибки в употреблении различных частей речи и способы их устранения Контрольные задания 1. Согласуйте в роде и числе определения и сказуемые с выделенными существительными, объясняя их значение и выбор грамматической формы. Бледно-зелеными деревцами тянется над грядами заморская кольраби - особый вид капусты. Женщины выдергивали жирную иваси, застрявшую в сетях. Не каждый день приходится нам сидеть в обществе молоденького и по-своему миловидного шимпанзе. 2. Исправьте стилистические ошибки, мотивируя выбор грамматической формы слова. Значительную сумму составляет доход от прибыли предприятий местного значения. В делах, поступках, поведении бригадира как в зеркале отражается его отношение к коллективу, в котором он трудится. 3. Исправьте ошибки. Сад занимает более ста гектаров. А каковы последствия небрежности? Поезд сошел с рельсов. 4. Укажите недочеты в употреблении форм степеней сравнения имен прилагательных; назовите другие речевые ошибки. Дайте варианты стилистической правки предложений. Ленька подскочил к двери и с наивозможнейшим сарказмом спросил: «Свои?» Это наиболее характернейшие заболевания у детей такого возраста. 5. Устраните речевые ошибки, возникшие в результате неправильного использования местоимений. Много лет исследователи работали над созданием центрифуги для отделения и промывки красного шлама, но до сих пор она не нашла промышленного применения. Завод накануне большого события: на предприятие должна прибыть новая поточная линия. 6. Укажите смешение субъектно-объектных отношений и возникающие при этом неясность, двусмысленность высказывания в результате неправильного использования возвратных глаголов. Ханов бросил на ходу: «Я спешу, машина сломалась». Но товарищам он отказать не смог, и машина вдруг стала исправной. Спектакль давали на сцене 18 лет подряд. За это время старили актеры и зрители, но, мне кажется, настроение в зале не изменилось. Первицкого обходила шумная слава и приходила к другим. Писатель вводит героя, который сам не умеет надеть чулки и целыми днями лежит на диване. 7. Отредактируйте текст. Обоснуйте необходимость редактирования. В тексте наблюдается немотивированное использование глаголов настоящего времени в значении прошедшего и наоборот, т.е. разнобой временных, видовых, видо-временных форм. Неправильную позицию занимает стройбытуправление. Оно не только спокойно относится к нарушениям в работе «Рембыттехники», но и само устанавливает такие задания, в которых нуждам земледельцев отводится второстепенная роль. 8. Употребите нужную форму причастия, выбирая из тех, что приведены в скобках; свой выбор обоснуйте. Теперь я вижу, что это автор, бережно относящийся к родному слову. Тема 7. Синтаксические нормы русского языка. Пунктуация Контрольные задания 1. Отметьте и исправьте недочеты в строе предложений (нарушение связи меж¬ду словами, смещение конструкции, пропуск членов предложения и т.д.). Ставшая популярной вексельная программа банков успешно работает уже на протяжении двух лет. В целях недопущения вывоза в отвалы лома и расходования его не по назначению начальникам участков проводить система¬тические обследования предприятий. 2. Укажите ошибки, связанные с нарушением порядка слов в пред-ложении, исправьте их. Можно без преувеличения сказать, что в столице миллионы садоводов и огородников. В район приехал инструктор для подго¬товки из местных жителей специалистов по борьбе с сельскохозяйственными вредителями. 3. Вместо точек вставьте нужные буквы, объясняя выбор формы координации главных членов предложения. Живым организмам необходимы одинаково как влага, так и тепло. Каждый шорох, каждый вздох, каждый звук были слышны в напряженной ти¬шине. Студент или студентка должны прийти за справкой? 4. Выберите правильную форму согласования определения, а также форму единственного - множественного числа определяемого слова в следующих пред¬ложениях; мотивируйте свой выбор. Законопроект об изменениях в финансовой и налоговой областях был утвержден. Сту¬денты географического и исторического факультетов готовятся к экспедиции. 5. Найдите, объясните и исправьте ошибки в управлении и использовании падежных форм существительных. Татьяна Ивановна не выполняет своих обещаний. Больной не потерял на¬дежды на выздоровление. Ваше предложение ни чем не обосновано. Достойную месть придумать не мог. 6. Исправьте ошибки в употреблении деепричастных и причастных оборотов. Монтаж турбины был выполнен на месяц раньше намеченных планом сроков. Организации, заасфальтировавшие подъездные пути к линии железной дороги первыми, будут отмечены премией. 7. Найдите случаи речевой недостаточности. Исправьте предложения. За ошибки и недостатки в работе председатель совхоза Пашков заслу¬живает взыскания. Достаточно нескольких часов, чтобы на ручной вязальной ма¬шине связать теплые варежки для всей семьи. 8. Найдите случаи речевой избыточности. Отредактируйте предложения. Правительство в это нелегкое время должно пред¬ставлять монолит. Толпа ворва¬лась в здание. Тема 8. Текст. Основные виды работы с текстом Контрольные задания Устраните ошибки в построении текста. Петрушка, сельдерей и укроп. Петрушка, сельдерей и укроп были известны в древности, только тогда их не использовали как приправы. В древнем Египте, а позднее и в Греции, петрушка считалась символом горя. Венки из петрушки надевали на голову в случаях печали и грусти. Листьями сельдерея древние греки украшали интерьер комнат в праздничные дни. Венки из листьев сельдерея надевали победителям на спортив¬ных состязаниях. Использовали сельдерей и как медицинское средство. Вареные корни сельдерея применяли при обморожении, мас¬ло семян - для улучшения пищеварения. Укроп в древности считали красивым растением, а его запах был сравним с ароматом роз. Тонко рассеченными листьями укропа украшали букеты садовых цветов. " |
Цена, руб. | 400 |
Заказать работу «Контрольная работа по культуре речи 8 тем»
Отзывы
-
20.11
Виктория, большое вам спасибо! Очень быстро все, даже не ожидала ))
Екатерина -
11.11
Сергей, большое Вам спасибо, защитила на отлично! Сказали, хорошая работа. Этого бы не было без Ваше
Наталья -
01.11
Это все благодаря вам. Я уже по вашим материалам тут все изучаю. Спасибо огромное вам и автору! Гос
Оксана